Радегунда
Радегу́нда (лат. Radegundis, франц. Radegonde) (около 520 – 13.8.587, Пиктавий, ныне Пуатье), франкская королева, монахиня, основательница монастыря Святого Креста в Пуатье, святая.
Биография
Основные сведения о Радегунде содержатся в трудах лично знавших её современников: епископов Григория Турского и Венанция Фортуната. В первые годы 7 в. (не позднее 613) Баудонивия, монахиня из Пиктавия, воспитанная Радегундой, составила 2-ю версию её жития, задуманную как дополнение к сочинению Фортуната (в большинстве рукописей помещено как его книга 2-я). Известно, что сама Радегунда посылала Фортунату стихи, но они не сохранились. Спорным остается вопрос об авторстве 3 стихотворных посланий от имени Радегунды: к её двоюродному брату Амалафриду, который после гибели королевства тюрингов бежал в Константинополь, где сделал успешную военную карьеру (озаглавлено «О гибели Тюрингии» и написано по образцу античных стихотворений о гибели Трои); к некоему Артахису, родственнику умершего Амалафрида; к императору Юстину II и его жене Софии с благодарностью за присланные реликвии. Традиционно считалось, что они написаны Венанцием Фортунатом, с последней четверти 19 в. некоторые исследователи высказывали мнение, что автором была сама Радегунда. Из остальной переписки Радегунды, вероятно довольно обширной, сохранилось лишь адресованное ей и некой Рихильде послание аббатисы Цезарии (Кесарии) Младшей.
Радегунда была дочерью Бертахара, короля германского племени тюрингов, занимавшего земли в Центральной Германии (в бассейнах рек Майн и Зале). Около 525–530 гг. Бертахар был убит своим братом Германифридом. В 531 г. франкские короли Теодорих I (правил в 511–533 или 544) и Хлотарь I (правил в 511–561) из династии Меровингов разбили Германифрида и завоевали королевство тюрингов. Хлотарь увез Радегунду и её брата как заложников в Галлию. Они воспитывались в королевском поместье Ати в Вермандуа (ныне департамент Сомма, Франция). По свидетельству Фортуната, Радегунда в детстве овладела грамотой и письмом, впоследствии много читала произведения Отцов Церкви и других раннехристианских авторов (Venant. Fort. Carm. VIII. 1). Радегунда с детства отличалась набожностью, мечтала о мученической кончине и стремилась служить ближним. Позднее (вероятно, между 536 и 540) Хлотарь взял её в жены. Брак был бездетным. Около 550 г., после того как Хлотарь приказал убить брата Радегунды, она покинула двор и отправилась в г. Новиомаг (ныне Нуайон) и добилась от епископа Медарда, чтобы он совершил над ней монашеский постриг и посвятил в диакониссы. Затем Радегунда посетила общины отшельников Иумера, Дадона и Гундульфа, позднее ставшего епископом Меттиса (ныне Мец), а также предприняла паломническую поездку в Туроны (ныне Тур) к гробнице епископа Мартина и в Кондат (ныне Канд-Сен-Мартен), где умер этот святой. Все эти церкви и монастыри она щедро одарила. Затем Радегунда поселилась на предоставленной ей Хлотарем вилле Сведы (ныне Се, департамент Вьенна). Затем при поддержке приближённых Хлотаря – Пиенция, епископа Пиктавия (умер около 560), и Австрапия, дукса (герцога) Турон и Пиктавия, – она основала в Пиктавии, внутри городских стен, женский монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Радегунда ввела в обители устав, составленный для женских монастырей епископом Цезарием Арелатским. Возможно, для его изучения она посетила Арелат (ныне Арль), где познакомилась с аббатисой Цезарией Младшей. Устав предполагал строгий затвор и избрание настоятельницы самими монахинями. Радегунда пожелала остаться простой монахиней, добившись избрания аббатисой своей воспитанницы Агнессы. Среди насельниц монастыря были представительницы галло-римской и франкской аристократии, в том числе принадлежавшие к роду Меровингов [Базина, дочь короля Хильперика I, и Хродехильда (Клотильда), дочь короля Хариберта I]. Ко времени смерти Радегунды в монастыре жили около 200 монахинь. Около 561 г. при поддержке аристократа (лат. vir inlustrus) Льва, возможно приближенного Храмна, сына Хлотаря I, который около 555 – 560 гг. восстал против отца и установил контроль над частью Аквитании, Радегунда построила близ Пиктавия церковь во имя Пресвятой Богородицы. Желая приобрести частицу Креста Господня, Радегунда обратилась к Сигиберту I, королю Австразии (правил в 561–575), с просьбой о разрешении отправить посольство за реликвиями в Константинополь. Посланцы Радегунды побывали в Византии в 568–569 гг. и получили от императора Юстина II и его жены Софии частицу Креста в реликварии, украшенном золотом и самоцветами, а также другие реликвии и Евангелие в драгоценном окладе. Посольство Радегунды могло быть связано с дипломатическими переговорами, которые Сигиберт I около 565 – 574 гг. вёл с Юстином II, надеявшимся на помощь франков в изгнании из Италии лангобардов. Прибытие в Пиктавий реликвии Креста усугубило конфликт Радегунды с местным епископом Маровеем (на кафедре около 568 – до 594). Он поддерживал культ епископа Илария Пиктавийского, центром которого была базилика, расположенная к юго-западу от стен Пиктавия. Появление в городе новой почитаемой реликвии грозило уменьшением значения этой базилики. Кроме того, епископ Маровей воспринимал монастырь Радегунды, поддерживавшей прямые контакты с королевским двором и другими епископами, как угрозу собственной власти. Существует предположение, что конфликт Радегунды с епископом Маровеем имел и политическую подоплёку, поскольку епископ был ставленником короля Хильперика I (правил в 561–584), враждовавшего с Сигибертом I, покровителем Радегунды. После прибытия реликвий монастырь в Пиктавии стали называть в честь Святого Креста.
Почитание Радегунды как святой
Радегунда скончалась в своём монастыре. Поскольку епископ Маровей отсутствовал в городе (возможно, намеренно), церемонию её погребения в церкви Пресвятой Богородицы за стенами Пиктавия возглавил епископ Григорий Турский. По-видимому, гробница быстро стала центром местного культа (упоминается уже в житии авторства Баудонивии). При церкви (которая со временем стала называться в честь Радегунды) возникла община клириков. В 9 в. покровительство монастырю Святого Креста церкви Святой Радегунды оказывали представители династии Каролингов: император Людовик Благочестивый и его сын Пипин, король Аквитании (правил в 817–838). В 863 г. церковь была разорена норманнами, восстановлена аббатисой Ротрудой (умерла до 878), дочерью короля Карла Лысого, и заново освящена 24 сентября 863 г. В 955 г. церковь вновь пострадала при осаде Пуатье Гуго Великим, графом Парижским (около 898 – 956). Возрождение культа произошло в 11 в., когда в 1012 г. во время строительных работ в церкви была обнаружена крипта с могилой святой. Она была восстановлена и открыта для паломников. Церковь, пострадавшая от землетрясений и пожаров (1018, 1083), была вновь перестроена в романском стиле и освящена 18 октября 1099 г. С 12 в. она была одним из промежуточных пунктов паломников на пути в Сантьяго-де-Компостела. При перестройке в 13 в. нефа церкви в готическом стиле в 1269 г. в нём были установлены витражи, в том числе со сценами, посвященными Радегунде (большинство демонтировано в 1783). Особую известность в позднее Средневековье получила история о том, как Радегунда укрылась от преследовавшего её короля Хлотаря на чудесно выросшем овсяном поле (упоминается в источниках со 2-й трети 13 в.). В связи с этим получил распространение обычай приносить овёс как подношение к гробнице Радегунды. Жан I Великолепный, герцог Беррийский и граф Пуату (1340–1416), младший сын короля Иоанна II Доброго (правил в 1350–1364) 28 мая 1412 г. вскрыл гробницу Радегунды в присутствии епископа Пуатье и других священнослужителей, забрав кольцо с пальца святой. Церковь Святой Радегунды была разорена гугенотами во время Религиозных войн во Франции (1562). Они осквернили мощи святой; в 1566 г. обгоревшие останки были помещены обратно в реликварий, оставшийся в церкви. При его обследовании в 1988 г. внутри был обнаружен скелет женщины небольшого роста. В 17–18 вв. гробница Радегунды оставалась популярным местом паломничества. Во 2-й трети 17 в. в церкви была установлена мраморная статуя Радегунды (скульптор Н. Лежандр; по некоторым сведениям, имеет портретное сходство с Анной Австрийской, женой короля Людовика XIII). Община каноников при церкви была упразднена в годы Французской революции 18 в. Новый импульс культ Радегунды получил во 2-й половине 19 в., когда возобновилась практика паломничества. Папа Римский Лев XIII в честь 1300-летия кончины Радегунды дал согласие на её торжественное коронование, в католической среде Радегунда была известна, как «мать Отечества». В Средние века почитание Радегунды распространилось во Франции (главным образом в западных и северных районах), в Англии, ряде германских земель (Франконии, Баварии, Тюрингии), Австрии. День памяти Радегунды в календаре Римско-католической церкви – 13 августа.