Прайминговые имплицитные методы
Пра́йминговые имплици́тные ме́тоды, имплицитные психодиагностические методы, основанные на эффекте прайминга. Феномен последовательного прайминг-эффекта состоит в закономерном влиянии предшествующего стимула-прайма на качество и скорость реакции испытуемого на следующий непосредственно за ним стимул-цель. Ещё в 1970-х гг. было доказано, что скорость и точность реакции на стимул-цель отражают семантические связи между праймом и целью. Например, если вслед за словом «хлеб» (прайм) следует слово «масло» (цель), то испытуемый быстрее определит, является ли стимул-цель настоящим, а не бессмысленным словом (псевдословом), нежели если за «хлебом» предъявят «весло». В имплицитных методах этот эффект широко применяется в социально-психологических исследованиях имплицитной категоризации социально значимых стимулов (семантический прайминг). Семантический прайминг позволяет выявлять, например, актуально неосознаваемые либо намеренно скрываемые социальные стереотипы межгруппового восприятия (расовые и аналогичные им аттитюды и стереотипы восприятия). Например, сравнивая скорость реакции на стимул-цель, исследовали, насколько тесней с образом оружия и насилия у разных групп испытуемых ассоциируются представители негроидной, нежели европеоидной расы (Wittenbrink. 1997).
На последовательный прайминг-эффект влияют не только категориальные семантические связи, но и сходство эмоциональной валентности слов: испытуемые правильней и быстрей реагируют на сходные (конгруэнтные) по эмоциональной валентности последовательно предъявляемые стимулы, нежели на эмоционально противоположные (инконгруэнтные). Этот эффект получил название «аффективный прайминг» (Fazio. 1986). Продолжением и развитием экспериментальной парадигмы аффективного прайминга стал оценочный прайминг. Процедура оценочного прайминга состоит в том, что после появления на дисплее очередного прайма (слова или изображения; например, «марихуана», фотография афро- либо евроамериканца), с промежутком не более 300 мс экспонируется слово-цель с положительной или отрицательной валентностью (например, «солнечно», «смерть» и т. п.). При каждом появлении такого слова-цели испытуемый должен быстро отреагировать нажатием на одну из двух кнопок («положительную» или «отрицательную»): например, «хорошо» – «плохо». Скорость моторной реакции укажет, связан ли для данного испытуемого стимул-прайм (наркотик, раса, символ государства и т. п.) с положительными или отрицательными эмоциями (см. Wentura. 2010; De Houwer. 2010). Испытуемому даётся инструкция реагировать нажатием на клавишу именно на второй стимул (слово-цель). Праймы обычно просят либо игнорировать, либо (отвлекающая инструкция) запоминать. Этим способом можно выявить, например, имплицитные установки (симпатия / антипатия) к представителям различных социальных групп (национальным, религиозным и т. п.), брендам товаров, наркотикам, относительную сексуальную привлекательность лиц разного пола либо возраста (педофилия, гомосексуальность) и т. п. Одной из заслуживающих внимания модификаций метода является использование подпороговых (англ. subliminal) стимулов-праймов (Смирнов. 1996; Смирнов. 2003; Яньшин. Уточнение конструктной валидности … 2013; Яньшин. Измерения бессознательного … 2013; Яньшин. 2014). Подпороговое предъявление стимулов избавляет экспериментатора от необходимости объяснять испытуемому предназначение стимула-прайма.