Политический маркетинг
Полити́ческий ма́рке́тинг, совокупность маркетинговых технологий и концепций, применяемых в целях воздействия на политическое поведение и борьбы за политическую власть.
Сущность феномена
Изначально термин «политический маркетинг» был предложен политологом С. Келли в 1956 г. в работе «Professional Public Relations and Political Power» применительно к анализу американских избирательных кампаний. Феномен политического маркетинга связан с маркетизацией политики – перенесением в политическую сферу маркетинговых приёмов влияния на массовое сознание. Политический маркетинг возник как междисциплинарная сфера на основе практики коммерческого маркетинга и теории рационального выбора. Политико-маркетинговые модели оперируют рыночной терминологией политического рынка, политического покупателя, политического продавца и политического товара. Политический рынок – это специфическая арена, где происходит обмен предвыборных программ, обещаний кандидатов, предлагаемых политических решений управленцев на лояльность избирателей. Также на политическом рынке возможен торг между самими субъектами управления по поводу обладания частями политической власти. В качестве политического капитала могут выступать связи, профессиональный опыт политических продавцов – политических консультантов (или целых политико-консалтинговых компаний). Задачей таких политических продавцов становится выявление и анализ специфических предпочтений целевых аудиторий маркетинговыми инструментами, формирование политического товара (продукта) – политического месседжа предвыборной кампании, имиджа кандидата, бренда политической партии или же целого государства. С точки зрения маркетингового подхода избиратели становятся политическими покупателями. Кроме того, современные политико-маркетинговые технологии осуществляются в условиях медиатизации политики – сращения интересов политических и медийных акторов, формирующих специфические медиакратические режимы и подвергающие демократии деформации.
Основные школы политического маркетинга
Исследователи политического маркетинга выделяют две исследовательских школы – школа трансакций и школа взаимодействий. Разница между двумя школами заключается в смещении фокуса маркетинговых усилий от привлечения избирателя к его удержанию. Школа трансакций исходит из того, что политический товар создаётся партией в качестве приманки для пассивного избирателя как политического покупателя. Политическая трансакция в этом случае осуществляется в виде игры с нулевой суммой или одномоментного обмена ценностями между сторонами. При этом активность партии анализируется политическими маркетологами через призму «цели – средства» (эффективности кампании, полученных голосов).
Школа взаимодействий начала формироваться в 1970-х гг. из-за необходимости перехода от массового производства к гибкой специализации. Отличается тем, что предлагает партиям более гибкий подход, смещающий фокус от создания политического товара к политическому предложению сервисного характера, от массового к кастомизированному производству, от вертикальной к горизонтальной модели интеграции. В отличие от школы трансакций школа взаимодействий ориентирует политических маркетологов на выстраивание долгосрочного сотрудничества между политическим субъектом (партией, лидером) и избирателями.