Политический бренд
Полити́ческий бренд, сконструированная устойчивая совокупность узнаваемых признаков и качеств, ассоциаций, символов, значений, составляющая целостный образ политического субъекта в общественном сознании.
Сущность политического бренда
Политический бренд доводит до целевой аудитории образ политических партий, движений, а также государств. Современный политический бренд должен соответствовать ожиданиям и запросам целевых аудиторий, среди которых он продвигается. Как правило, политический бренд должен отвечать на несколько важных вопросов: что собой представляет определённый политический субъект (партия, движение, лидер, кандидат в депутаты или президенты); для кого инициирует свою деятельность этот политический субъект (например, партии стараются направить свой месседж на конкретные целевые аудитории: «Мы за бедных! Мы за русских!» (лозунг предвыборной кампании ЛДПР в 2003), «План Путина – победа России» (предвыборный лозунг партии «Единая Россия» в 2007); какую потребность удовлетворяет политический субъект (к примеру, лозунг большевиков «Землю – крестьянам! Заводы – рабочим!»); почему именно за этого политического субъекта важно голосовать (специфика, уникальность).
Технологии политического брендинга
Политический бренд репрезентует определённую репутацию политического субъекта. Степень популярности политического бренда зависит от того, какой процент целевой аудитории может его вспомнить. Для продвижения политического бренда среди конкретной целевой аудитории, повышения степени его узнаваемости и закрепления необходимых признаков образа политического субъекта в общественном сознании специалисты используют разные технологии политического брендинга, к которым можно отнести партийный брендинг, государственный брендинг, региональный брендинг и ребрендинг.
Партийный брендинг отвечает за конструирование образа политической партии, подразумевая разработку названия самой партии (нейминг), создание девизов, лозунгов, вспомогательных эмблем, символики партии. Политический имидж лидера и партийный бренд не должны противоречить друг другу, а наоборот, быть интегрированы своими элементами.
Государственный брендинг ориентирован на формирование позитивного образа конкретного государства, его народов и представителей политической власти. Положительное восприятие государства на международной арене накладывает отпечаток на специфику взаимоотношений с другими государствами, инвестиционных потоков, туристической активности. Обычно государственный брендинг тесно переплетается с государственной патриотической политикой, включает качественное позиционирование в разных целевых аудиториях (в том числе и зарубежных) герба, гимна, флага государства. Немаловажное значение имеет и формирование традиции государственных праздников (День Победы в России, День независимости США, День образования КНР).
Региональный брендинг может отвечать за презентацию специфики региона страны, включая ассоциации с прошлым, историческими символами, промыслами. Региональный бренд ответственен за туристическую и инвестиционную привлекательность страны, позиционирование народных промыслов, региональной власти, её непротиворечивость с центральной властью, купирование рисков сепаратизма. Большое значение имеют гербы, флаги регионов и их городов, населённых пунктов. Примеры регионального брендинга: Великий Устюг (родина Деда Мороза), Мышкин (мышь как символ города) и др.