Переплёт
Переплёт в полиграфии, мягкое или жёсткое прочное покрытие готовой книжной печатной продукции (издания), предназначенное для соединения листов издания (книжных блоков); является элементом художественного оформления и обеспечивает сохранность печатной продукции от разрушения и загрязнения. Переплёт изготовляют с использованием брошюровочно-переплётных процессов. Различают два конструктивных типа переплёта – цельный и составной. Переплёт бывает мягким (гибким) и жёстким, обрезным (три стороны которого обрезаны вместе с блоком), с прямым или круглым корешком. Переплёт, соединённый с книжным блоком по корешку, используют при изготовлении брошюр (журналы, альманахи, альбомы, блокноты и др.) и определяют как обложку. Для соединения переплётной крышки с книжным блоком используют помещаемый между ними сложенный вдвое лист плотной бумаги соответствующего формата – форзац (белый, цветной, украшенный орнаментом или рисунками, связанными с содержанием текста печатного издания). Книжный переплёт состоит из переплётной крышки и приклеенных к ней дополнительных функциональных элементов: форзацев, марлевых клапанов, окантовочного материала, а также упрочняющих и декоративных деталей (например, каптала – цветной тесьмы с утолщённым краем, наклеиваемой на верхний и нижний края корешка книжного блока) и элементов внешнего оформления печатной продукции, выполняющих также и рекламно-информационную функцию.
Типы переплётов в РФ определяются соответствующими номерами (от 1 до 9). Различают также специальные переплёты, отделанные кожей (как правило, эксклюзивное подарочное издание), с металлическими (механическими) и пластмассовыми скреплениями, у которых отдельные листы связаны между собой пластмассой и металлической проволокой (гребешком или спиралью). На переплёте старинных книг или альбомов иногда использовался фермуар (застёжка на ожерелье). Для сбережения от загрязнения и порчи самого переплёта (обложки или книжного переплёта) применяется суперобложка, по формату бо́льшая, чем сам переплёт.
В зависимости от назначения различают несколько видов современных переплётов. Типографский переплёт – классический книжный переплёт. Конторский переплёт использовался мастерами 17–18 вв. для изготовления амбарных книг (книг учёта, отчёта). Ныне такой вид переплёта книг широко применяется для книг почётных посетителей. Дипломный переплёт – простейший вид, используемый для переплёта дипломных, курсовых работ и диссертаций. Переплёт пружиной позволяет скреплять блоки толщиной до 400 страниц и после переплёта книги неоднократно добавлять и удалять страницы. Этот переплёт допускает перегиб книги на 360°. Переплёт скрепкой – быстрый и экономичный тип переплёта книг; используется для переплёта и брошюровки годовых отчётов и бухгалтерских документов, а также чертежей, проектов, буклетов и брошюр. Термопереплётом (корешок блока проклеивается термоклеем, после чего к блоку приклеивается обложка) можно скреплять до 350 страниц.
Основные переплётные материалы, применяемые для изготовления переплёта: обложечная бумага, картон, краска, фольга, форзацная бумага, переплётные покровные материалы, переплётные шрифты, клей, нити, полимерные плёнки.
Переплётное оборудование предназначено для изготовления печатной продукции в мягком или жёстком переплёте. Включает: листоподборочную линию, крышкоделательную машину для изготовления разнообразных видов переплётных крышек, ниткошвейный автомат, форзацприклеечный автомат (полуавтоматический и автоматический), линию для предварительной заклейки и окантовки книжных блоков, блокообрабатывающую и книговставочную поточные линии, агрегат для брошюровки и др. Для обжима брошюр и книг после вставки книжного блока в переплёт и обеспечения его прочного соединения применяют переплётно-обжимной пресс.
Прообраз книжного переплёта – диптих состоял из двух раскладывающихся деревянных крышек. Переплёт в его современном понимании появился во 2 в. н. э. для кодекса, состоящего из одной тетради; изготавливался из своего рода картона – материала, склеенного из нескольких слоёв папируса, который обтягивался кожей. С появлением в 4 в. многотетрадного кодекса возникла проблема скрепления тетрадей. Первым способом скрепления многотетрадных изданий стало сшивание «цепочкой». При этом каждая последующая тетрадь скреплялась с предыдущим петельным стежком с одновременным прошиванием корешка переплёта, на котором создавался напоминающий цепочку узор, служащий также для декоративных целей.
Переплёты книг богато украшались резьбой, слоновой костью, драгоценными камнями, металлами, укреплялись металлическими уголками, снабжались застёжками. Самым старым из сохранившихся является переплёт Евангелия лангобардской королевы Теоделинды (начало 7 в.), который хранится в соборе г. Монца. Он покрыт листовым золотом, украшен византийской перегородчатой эмалью и драгоценными камнями. Первые издательские обложки применялись при печатании брошюр, которые выпускались в Аугсбурге, а также в Венеции и Ферраре. В 16 в. в крупных мастерских иногда переплетались партии книг. В начале 17 в. появились первые переплёты с одинаковым оформлением.
Книжный переплёт в России стал известен только с появлением рукописных книг – кодексов. Вплоть до конца 17 в. крышки переплёта делались исключительно из дерева. В зависимости от целевого назначения рукописных книг их переплёты делились на окладные (декоративное покрытие переплёта) и обиходные (для повседневного пользования). Окладными деревянными переплётами снабжались преимущественно богослужебные книги. Их переплёты обтягивали кожей и/или тканью (атласом, бархатом) и украшали чеканкой, финифтью (в качестве основного материала использовалась эмаль в сочетании с металлом), драгоценными камнями или стразами. Наиболее ранним окладом считается переплёт Евангелия-апракос, созданный не позднее 1117 г. в Новгороде по заказу новгородского князя Мстислава для церкви Благовещения на Городище (ныне хранится в Историческом музее в Москве). С конца 17 в. деревянные крышки переплёта заменили на картонные. Обиходный деревянный переплёт обтягивался кожей и холстом и имел минимум украшений.
Вплоть до середины 19 в. переплёт книг делали вручную с использованием несложных приспособлений: прессов, штампов и штемпелей. Только в 19 в. начал утверждаться издательский переплёт машинного изготовления. На рубеже 19–20 вв. переплётное дело приобрело современные черты, сформировались типы и виды книжных переплётов.