Пий I
Пий I (лат. Pius I) (ум. 157, по другим данным, 161), епископ (папа) Римский (традиционные даты понтификата: 142 или 146 – 157 или 161), святой.
Сведения о Пие I немногочисленны. Ириней Лионский упоминал его среди пресвитеров, стоявших во главе Римской церкви, после епископа (папы) Гигина и перед епископом (папой) Аникетом (Ириней Лионский. Против ересей. III. 3. 3). В послании к Римскому епископу (папе) Виктору I (понтификат 186 или 189 – 197 или 201) Ириней называл Пия I в числе предшественников Виктора, которые допускали обрядовые различия среди христиан (Евсевий Кесарийский. Церковная история. IV. 11. 6; V. 24. 14). Евсевий Кесарийский, опираясь в т. ч. на свидетельство Иринея, писал о Пие как о 9-м преемнике апостола Петра, занимавшем епископскую кафедру Рима в период между правлениями Гигина и Аникета. По утверждению Евсевия, понтификат Пия длился 15 лет, с 142 по 157 гг. В Каталоге Либерия (середина 6 в.) указана иная продолжительность понтификата (20 лет 4 месяца 21 день, со 146 по 161). Кроме того, в этом источнике ошибочно предшественником Пия назван Аникет, а преемником – Сотер. У более поздних авторов, описывавших историю Римской церкви, встречаются и вариант, восходящий к Иринею и Евсевию, и вариант из Каталога Либерия. В частности, вторая версия нашла отражение в Liber Pontificalis, согласно которой Пий занимал кафедру 19 лет 4 месяца 3 дня начиная со 146 г. Исследователи Нового времени чаще всего датировали понтификат Пия I 140-ми – 150-ми гг. При этом признаётся, что даты правления Римских епископов 2 в., основанные на сочинениях Евсевия Кесарийского и на Каталоге Либерия, являются условными, т. к. надёжность этих источников остаётся под сомнением. В современной историографии традиционные представления о преемственности раннехристианских руководителей Римской церкви не являются общепризнанными: распространены точки зрения, согласно которым единоличное епископское правление утвердилось в Риме лишь в последние десятилетия 2 в. (Дж. Ла Пьяна, П. Лампе) или в 1-й половине 3 в. (А. Брент). В этом случае «епископы» 2 в. могли быть руководителями лишь отдельных христианских общин Рима или председателями совета римских пресвитеров.
Согласно Каталогу Либерия и «Канону Муратори» (конец 2 – 3 в. или 4 в.), братом Пия I был Герма (Ерма), автор нравоучительного трактата «Пастырь» (2 в.). Хотя в «Пастыре» нет упоминаний о Пие, современные исследователи признают, что трактат был написан в 1-й половине 2 в. в Риме, следовательно, данные о связи его автора с Пием I могут быть достоверными.
Согласно свидетельствам Иринея Лионского, Тертуллиана и более поздних авторов, во 2-й трети 2 в. среди римских христиан были последователи различных учений, иногда сильно расходившихся с церковной ортодоксией. В то время в Риме проповедовали гностики Валентин и Кердон, ересиарх Маркион. К периоду после предполагаемой смерти Пия I относится деятельность в Риме последователей гностика Карпократа, монархиан разных направлений, монтанистов и др. Данные об их отношениях с ортодоксальной Церковью противоречивы: Маркион был отлучён от Церкви, возможно, при Пие I, но гностиков-валентиниан, по-видимому, отлучение не коснулось. По мнению современных исследователей, «богословский плюрализм» был связан с организационной структурой Римской церкви, состоявшей из автономных общин, которые поддерживали взаимное общение. Некоторые из них (маркиониты) были исключены из системы общения и не рассматривались как относящиеся к Церкви.
В средневековых источниках приводится целый ряд вымышленных сведений о Пие I. Согласно Liber Pontificalis, был уроженцем г. Аквилея, его отца звали Руфин, брата – Пастор (буквально – Пастырь, имя образовано от латинского названия трактата Гермы; далее в тексте брат назван Гермой). Пию I приписываются распоряжение крестить иудеев, принимавших христианство, и некое «постановление относительно Церкви» (constitutum de ecclesia), а также рукоположение 19 пресвитеров, 21 диакона и 12 епископов. Пий I был похоронен якобы 11 июля в Ватикане рядом с апостолом Петром. Как епископ Рима, живший при императоре Антонине Пие (правил 138–161), Пий I изображён в агиографических памятниках «Деяния Пуденцианы и Пракседы» (рубеж 5–6 вв.), «Мученичество Конкордия из Сполето» (8 или 9 в.). Приписанные Пию I подложные послания включены в ряд сборников: «Лжеисидоровы декреталии» (9 в.), «Вьеннское собрание» (около 1060), канонический свод Ивона Шартрского, «Декрет Грациана».
Самое раннее свидетельство почитания Пия I как святого содержится в Мартирологе Адона Вьеннского (под 11 июля), где приведены сведения, заимствованные из Liber Pontificalis. Под той же датой память Пия I была включена в Римский мартиролог с добавлением указания на его мученическую смерть «в гонение Антонина» (эти сведения кардинал Цезарь Бароний, по его утверждению, заимствовал из неких старинных текстов: Martyrologium Romanum. Venetiis, 1587. P. 307–308). Из календаря Римско-католической церкви память Пия I исключили в 1969 г. из-за недостоверности сведений о его мученичестве и почитании, но в Римском Мартирологе была сохранена отредактированная запись о его поминовении. В православной традиции почитание Пия I неизвестно.