Болонский процесс
Боло́нский проце́сс, деятельность представителей государств Европы, направленная на формирование единой системы высшего образования, основанной на общности принципов функционирования. Болонский процесс является важным компонентом европейской интеграции, развернувшейся во 2-й половине 20 – начале 21 вв. Название процесса связано с принятием в 1999 г. в итальянском г. Болонья декларации министров образования 29 европейских государств, определившей основные параметры единой системы высшего образования.
Интеграционные процессы в сфере европейского образования получили стимул благодаря подписанному в 1957 г. Римскому договору, оформившему создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В 1970-х гг. на уровне министров образования государств ЕЭС согласовывались вопросы свободного доступа в высшие учебные заведения для граждан всех государств сообщества, взаимного признания дипломов, разработки общих программ обучения, согласования информационной политики в сфере образования. В 1980 – начале 1990-х гг. прорабатывались правовые аспекты создания единого образовательного пространства: студентам из разных стран предоставлялись равные права в принимающих их странах. С целью обеспечения свободы передвижения для преподавателей, студентов и исследователей реализовывались проекты Comet (кооперация университетов и производственных структур), Erasmus (согласование вузами разных стран учебных планов и программ), Lingua (массовое овладение одним из европейских языков) и др.
В 1988 г. в Болонье проходил съезд ректоров европейских университетов, посвящённый 900-летию Болонского университета – старейшего учебного заведения Европы. Участники съезда приняли Хартию университетов (Magna Charta Universitatum). В документе подчёркивалась особая роль университетов в современном мире как центров культуры, образования и научных исследований. Отмечалась важность их самостоятельности и независимости от политических, экономических и идеологических структур. Хартия содержала положение о том, что процесс получения знаний не должен быть ограничен географическими и политическими границами.
На новый уровень европейская интеграция в сфере образования вышла после подписания в 1992 г. Маастрихтского договора, ставшего основой для создания в 1993 г. Европейского союза. В 1997 г. принята Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций (дипломов), относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». В 1998 г. министры образования Великобритании, Германии, Италии и Франции подписали Сорбоннскую декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Главные тезисы декларации: формирование открытого европейского пространства в сфере высшей школы; ориентация на преимущественно двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр); использование системы кредитов (European Credit Transfer and Accumulation System, ECTS, Европейская система переноса и накопления кредитов – система учёта учебной работы студента при освоении образовательной программы или курса); международное признание первой ступени высшего образования (бакалавр); предоставление выпускникам первой ступени права выбора продолжения обучения с целью получить диплом магистра (более короткий путь) или доктора (длинный путь) в последовательном режиме.
Основополагающим документом европейской интеграции в сфере высшего образования стала Болонская декларация, принятая 19 июня 1999 г. Подписи под документом поставили представители Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и Эстонии. Составители документа подчёркивали свою верность принципам, заложенным в Хартии университетов. Болонская декларация подтвердила основные положения Лиссабонской конвенции и Сорбоннской декларации, при этом она значительно расширила круг государств – участников интеграционного процесса.
В дальнейшем происходило увеличение числа государств, подписавших Болонскую конвенцию. К началу 2024 г. оно возросло до 47.
Некоторые положения Сорбоннской и Болонской деклараций пересмотрены. В частности, на совещании министров образования европейских государств в Берлине в 2003 г. принято решение включить в систему высшего образования в дополнение к бакалавриату и магистратуре ещё и третий уровень – докторантуру. Таким образом, была выстроена многоуровневая система высшего образования.
В 2003 г. к Болонскому процессу присоединилась Российская Федерация. В 2022 г. представительство России в структурах Болонского процесса прекращено.