Перекомпенсация в авиации
Перекомпенса́ция, обращение знака шарнирного момента (изменение направления шарнирного момента на противоположное «нормальному»). Проявляется, когда центр давления рассматриваемого органа управления (ОУ) летательного аппарата оказывается впереди его оси вращения. Поскольку значение и направление усилия на ручке управления непосредственноРис. 1. Схема для «нормального» (а) и перекомпенсированного (б) органов управления. связано со значением и направлением шарнирного момента (рис. 1), полёт на самолётах с ручным управлением с перекомпенсированным ОУ значительно усложняется и является нежелательным.
На рис. 2 приведены примеры зависимостей коэффициента шарнирного момента ОУ от угла его отклонения для неперекомпенсированного (кривая 1), перекомпенсированного (кривая 2), частично перекомпенсированного (кривая 3) ОУ и для ОУ с местным уменьшением шарнирного момента (кривая 4). Перекомпенсация ОУ может возникнуть не сразу при его отклонении, а начиная с какого-то угла, такой ОУ называется частично перекомпенсированным. Рис. 2. Зависимости коэффициента шарнирного момента органа управления от угла его отклонения.ОУ, имеющий зависимость коэффициента шарнирного момента вида 4 на рис. 2 (возникающую, например, при использовании аэродинамической компенсации), называют ОУ с местным уменьшением шарнирного момента, поскольку во всём диапазоне углов его отклонения обращение знака шарнирного момента не наблюдается. Однако если в области снижения шарнирного момента лётчик триммером уменьшит его до нуля (кривая 5), то при дальнейшем увеличении угла отклонения ОУ происходит обращение знака шарнирного момента и возникает местная перекомпенсация (область перекомпенсации заштрихована) ОУ на сбалансированных режимах полёта.
Полёт самолёта с частично перекомпенсированным ОУ или с ОУ, имеющим местное уменьшение шарнирного момента, также может привести к большим затруднениям при пилотировании из-за возможного обращения знака усилий на рычаге управления.