Пеллутье Фернан
Пеллутье́ Ферна́н, Фернан-Леонс-Эмиль Пеллутье (Fernand-Léonce-Émile Pelloutier) (1.10.1867, Париж – 13.3.1901, Севр, пригород Парижа), французский анархист и синдикалист. П. А. Кропоткин охарактеризовал его так: «Анархист Фердинанд Пеллутье занимает особое место в истории развития рабочего движения Франции, его можно считать отцом французского революционного синдикализма» (Кропоткин. 1931. С. 326).
Семья
Фернан родился в 17-м районе Парижа на улице Курсель, 81, в семье Сен-Анжа Адриана Леонса Пеллутье, старшего почтового служащего, и Мари Амели Куйо, домохозяйки. В 1879 г. семья переехала в г. Сен-Назер (Бретань), ближе к Нанту, на родину предков Пеллутье, потомков гугенотов, бежавших в Пруссию после отмены Нантского эдикта, а затем вернувшихся во Францию. Брат Фернана, Морис Пеллутье, писал: как их далёкие предки сражались за свою религиозную веру, так они будут сражаться за свои политические убеждения. Один из Пеллутье был ярым легитимистом при Июльской монархии и организовал несколько заговоров, в то время как другой – дед Фернана – был ярым республиканцем. Фернан унаследовал боевой темперамент своих предков и посвятил свою жизнь социалистическим и революционным убеждениям, как они посвятили себя своей политической или религиозной вере (Pelloutier. 1911).
Несмотря на то что Фернан происходил из семьи, относившейся к мелкой буржуазии, имущественные границы между этим сословием и рабочим классом после Великой Французской революции были довольно зыбкими, и идеи касс взаимопомощи, профессиональных союзов и прочих проявлений экономического сопротивления трудящихся хорошо укладывались в вековые традиции духа борьбы за свои права, который его предки демонстрировали как в богатстве, так и в бедности.
Образование
Фернана отдали учиться в пансион среднего духовного училища (Cloître du Petit Séminaire), организованный при колледже монастыря урсулинок в Геранде. Он дважды пытался бежать оттуда и в конце концов был исключён за то, что написал антиклерикальный роман (Maitron. 2022).
Затем он поступил в колледж Сен-Назер, где показал себя блестящим, но крайне недисциплинированным учеником. В 1885 г., по окончанию обучения, ему не выдали аттестат и не присвоили степени бакалавра; возможно, он отказался их получать в знак протеста.
Начало трудовой деятельности в Сен-Назере
В том же году Фернан начал карьеру журналиста в газете La Démocratie de l'Ouest («Западная демократия»), где познакомился с А. Брианом, будущим премьер-министром Франции, а в то время мало кому известным радикальным левым политиком, близким к анархизму и революционному синдикализму (Maurice Pelloutier, syndicaliste anarchiste et poète. 2014; Nettlau).
В 1888–1889 гг. у Фернана была впервые диагностирована лицевая волчанка туберкулёзного происхождения. Болезнь то проявлялась, то уходила в ремиссию на протяжении всей его жизни.
В 1889 г. несколько месяцев отдыха у моря, казалось, восстановили здоровье Пеллутье. Он вернулся в Сен-Назер осенью и вступил в предвыборную борьбу, поддерживая Бриана, выступившего кандидатом от республиканцев на выборах в законодательные органы Нанта.
После выборов здоровье Фернана опять ухудшилось. Два года он лечился и не мог работать.
В январе 1892 г. он принял предложенную ему должность главного редактора газеты La Démocratie de l'Ouest, с которой давно сотрудничал.
Формирование политических взглядов и всеобщая забастовка
В 1892 г. Фернан вступил в Рабочую партию Ж. Геда и даже стал секретарём секции Сен-Назер. В то же время его привлекали экономические вопросы, и он способствовал основанию биржи труда Сен-Назер.
Однако Пеллутье разошёлся с Гедом во взглядах на всеобщую забастовку. Он считал, что экономические методы борьбы лучше политических и поддерживал идею всеобщей забастовки.
Концепция всеобщей забастовки разделила гедистов – социалистов и сторонников прямых действий – и синдикалистов, которые в основном полагались на экономическое оружие. Начало этому положило принятие резолюции о всеобщей забастовке на конгрессе Национальной федерации синдикатов в Марселе в сентябре 1892 г. Пеллутье тщательно подготовился к конгрессу и внёс предложение о всеобщей забастовке, которая мирным и законным путём, «хотя бы даже и ограниченная относительно коротким сроком, неизбежно привела бы Рабочую партию к торжеству требований, сформулированных в её программе» (Maitron. 2022).
В 1894 г. в Нанте состоялся объединённый Национальный рабочий конгресс (Congrès national). Главным в повестке дня был вопрос о всеобщей забастовке. Забастовка была одобрена подавляющим большинством делегатов. Год спустя, в 1895 г., синдикалисты заложили основы новой организации, Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), на конгрессе в Лиможе. ВКТ в своих постановлениях обязался оставаться независимым от всех политических школ и включил всеобщую забастовку в свою программу.
Идеи Пеллутье о всеобщей забастовке, сформулированные к конгрессу в 1892 г., он развил в эссе 1893 г. «Всеобщая забастовка» («La Grève générale»), которое доказывает, что он был в курсе дебатов, имевших место в Интернационале в 1869 и 1873 гг.; а в 1894 г. совместно с А. Жираром написал брошюру под названием «Что такое всеобщая забастовка? Урок, преподанный рабочими учёным социалистам» («Qu’est-ce que la grève générale? Leçon faite par un ouvrier aux docteurs en socialisme»), в которой вопросы забастовки представлены в виде спора между рабочими в субботу вечером, после получения заработной платы (Girard. 1901; Nettlau).
Знакомство с идеями анархизма и биржи труда
В начале 1893 г. Фернан переехал в Париж вместе с семьёй: отец Фернана получил новое назначение (Julliard. 1971. P.10). Там в 1893 г. Фернан подружился с О. Амоном, который познакомил его с идеями анархизма (Maurice Pelloutier, syndicaliste anarchiste et poète. 2014).
В 1895 г. Пеллутье стал секретарём Федерации бирж труда (Fédération des Bourses du travail) и работал на этом посту до 1901 г. За свою работу сначала он вообще не получал жалованья, позже ему платили 300, затем 600 и наконец 1200 франков в год – суммы, которых было недостаточно даже для оплаты его медицинских счетов, в то время как у него также была жена, которую нужно было содержать (Nettlau). При этом все свои поездки на собрания и конгрессы он демонстративно оплачивал самостоятельно, подчёркивая свою политическую независимость.
Избрание Пеллутье на пост секретаря федерации гарантировало её политический нейтралитет, поскольку Фернан мечтал «противопоставить сильное, мощное экономическое действие политическому действию» (Laidel. 1944. P. 290).
Под его руководством число бирж резко возросло: с 33 в 1894 г. до 81 в 1901 г., а их членами стали более 250 тыс. рабочих по всей Франции.
1 февраля 1897 г. в Париже под редакцией Фернана вышел в свет 1-й номер ежемесячного обозрения социальной экономии L'Ouvrier des deux Mondes («Рабочий двух миров»).
С 14-го номера (1 апреля 1898) обозрение стало «официальным органом Федерации бирж труда Франции и колоний», в его редакцию тогда входили А. Бриа, П. Делесаль, Ф. Герар, Э. Кийан и Пеллутье. Издание прекратило существование в декабре 1898 г., после 23-го выпуска, но с января 1899 г. его сменил Le Monde Ouvrier («Мир труда»), всё ещё под руководством Фернана, и до июля 1899 г. вышло ещё 6 выпусков обозрения.
С июня 1898 г. по сентябрь 1899 г. Пеллутье также был третьим генеральным секретарём французского ордена «Рыцарей труда» (Chevalerie du Travail française).
Теории Пеллутье были исключительно важны для революционного синдикалистского движения в Италии, которое возникло в конце 19 в., и он оказал большое влияние на взгляды политика и философа Ж. Э. Сореля (Stanley. 1981. P. 225).
Сорель, узнав о бедности Пеллутье, через Ж. Жореса смог добиться того, чтобы А. Мильеран, бывший в то время министром во французском правительстве, назначил Пеллутье на временную должность следователя Министерства труда, и Пеллутье, который тогда был уже очень болен, согласился на назначение и получил 1800 франков за подготовку отчётов, основанных на статистике министерства.
Туберкулёз, поразивший его лицо, ещё когда он был подростком, в последние годы жизни спустился к гортани.
Несмотря на проблемы со здоровьем, в сентябре 1900 г. он смог принять участие в 8-м конгрессе Федерации бирж труда, который проходил в Париже. Несмотря на все заслуги Пеллутье, делегаты от гедистов подняли вопрос о его работе в Министерстве торговли, и Пеллутье – с воротником, запачканным собственной кровью, и почти неспособный говорить, не глотая кусочки льда, – должен был защищаться от их нападок (Nettlau).
Смерть
После участия в конгрессе Фернан был физически истощён, он окончательно слёг и больше уже не вставал.
Через полгода он умер в глубокой бедности. Похоронен Пеллутье на кладбище Брюйер (Севр) за счёт средств одного из редакторов, с которыми сотрудничал.
Пеллутье состоял в гражданском браке с Марией Ридель – сестрой Берты Ридель, жены его брата Мориса; детей у четы Пеллутье не было.
Политические высказывания и влияние
В статье «Анархизм и рабочие профсоюзы», опубликованной в 1895 г. в анархистском еженедельнике Les Temps nouveaux («Новые времена»), Фернан изложил своё видение тактики борьбы рабочих за свои права. Он считал, что «анархизм прекрасно может обойтись без динамита, он должен идти в массы для того, чтобы распространять в самых широких кругах анархистские идеи, а также чтобы вырвать синдикальное движение из узкого круга корпоративной системы, в которой оно до сих пор прозябало. Профсоюз должен стать "практической школой анархизма". Разве эта лаборатория экономической борьбы, оторванная от предвыборного соперничества и управляемая анархически, не является организацией одновременно революционной и либертарной, единственной, способной уравновесить и уничтожить пагубное влияние социал-демократических политиков?» (Герен. 2015. С. 110–111).
Пеллутье связывал рабочие профсоюзы с коммунистическим обществом, остающимся конечной целью анархистов: «В день, когда разразится революция, не выступят ли они [рабочие профсоюзы] в качестве почти либертарной организации, готовой сместить существующий порядок и фактически уничтожить политическую власть, организации, каждая из частей которой контролирует средства производства, управляет своими делами, управляет сама собой со свободного согласия её членов?» (Герен. С. 111).
Основными «столпами» синдикализма были аполитичность, антикапитализм и антиэтатизм, отрицание организационного централизма и профсоюзной бюрократии. Революционные синдикаты рассматривали себя как возможный «каркас» будущего безгосударственного общества, а орудием революции считали всеобщую забастовку.
На конгрессе 1889 г. Пеллутье, создатель теории, положенной в основу Амьенской хартии, провозгласил, что «профсоюзы, ныне инструмент борьбы трудящихся в рамках режима, завтра станут инструментом рабочего управления!» (Жойо).
Статья «Корпоративная организация и анархия» («L'Organisation corporative et l'Anarchie») появилась в ежемесячном журнале L'Art Social («Социальное искусство») в 1896 г.; «Профсоюзы во Франции» были опубликованы в 1897 г.; к общему съезду Французской социалистической партии (3–8 декабря 1899) он составил «Послание к анархистам» («Lettre aux anarchistes»; опубликовано в 1900); «Как создать и управлять биржей труда» («Méthode pour la creation et le fonctionnement des Bourses du Travail»; октябрь 1895) и другие документы по практическим делам организации; он оставил рукопись, которая была опубликована его братом Морисом под названием «История Бирж труда» («Histoire des Bourses du travail»), редактировал ежемесячный журнал L'Ouvrier des deux Mondes, а затем издавал Le Monde Ouvrier в очень трудных условиях и иногда даже сам работал над его типографской композицией; сотрудничал с Le Journal du Peuple («Народный журнал»), анархистской ежедневной газетой (её главным редактором был С. Фор, а затем – Э. Пуже).
Его эмпирические исследования жизни рабочих собраны в книге «Жизнь рабочих во Франции» (1900); он помогал Амону в работе над томом «Социализм сегодня», который так и не был опубликован; начиная с 26 июня 1895 г. он написал множество статей для Les Temps nouveaux («Новые времена»), еженедельника Ж. Грава, а в 1896 г. опубликовал статью, в которой познакомил анархистов с тем, что такое современный тред-юнионизм и ответил на критику последнего. Речь Пеллутье «Искусство бунта» («L'art et la révolte»), с которой он выступил на конференции 30 мая 1896 г., была опубликована в виде брошюры в библиотеке журнала L'Art Social. Статья «Буржуазная анархия», анализирующая истоки централизма во Франции во время революции 1793 г., деспотизм Парижа и т. д., была переведена на испанский и опубликована в издававшемся в Барселоне группой каталонских анархистов нерегулярном журнале Ciencia Social («Общественные науки»). Эти сочинения показывают, насколько энергичен и многогранен был Пеллутье, на что он был способен, когда у него были возможности и здоровье (Nettlau).
Биржи труда являлись для Пеллутье выражением квинтэссенции профсоюзного движения. Сторонник рабочей автономии, он возродил учение П.-Ж. Прудона и М. А. Бакунина и оказал обновляющее влияние на анархистскую мысль в начале 20 в.
С 1932 г. в Париже есть улица Фернана Пеллутье.