Пейтмен Кэрол
Пе́йтмен Кэ́рол (Carole Pateman) (род. 11.12.1940, Маресфилд, Восточный Суссекс, Великобритания), политический и феминистский теоретик, историк политической философии. В своих текстах разрабатывает феминистскую критику либеральной демократии и канона западной политической теории. Пейтмен известна критикой теории общественного договора (социального контракта) Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо, а также тем, что предложила свою теорию демократии участия. Ввела в политическую науку термин «демократия участия». Наиболее значимые работы: «Участие и демократическая теория» (Participation and Democratic Theory, 1970) и «Сексуальный контракт» (Sexual Contract, 1988).
Пейтмен получила образование в Оксфордском университете, где изучала политику, философию и экономику и впоследствии защитила докторскую диссертацию (1971). С 1990 г. преподаёт на факультете политических наук Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и была первой женщиной-президентом Международной ассоциации политических наук в период с 1991 по 1994 гг. В 2010 г. избрана президентом Американской ассоциации политических наук. В 2012 г. Пейтмен была награждена премией Юхана Шютте (политические науки) за выдающийся вклад в развитие идей демократического участия и гендерного равенства.
Сексуальный контракт
В книге «Сексуальный контракт» (Sexual Contract) и статье «"И сотворил Бог мужчине помощника": Гоббс, патриархат и супружеское право» (God Hath Ordained to Man a Helper: Hobbes, Patriarchy and Conjugal Right, 1989) Пейтмен пишет, что благодаря контрактной теории Гоббса неравенство между мужчинами и женщинами впервые получает социальное объяснение. Гоббс объясняет, что патриархальные гендерные отношения возникают в результате насильственного захвата и подчинения женщин мужчинами и являются продуктом социальной истории, а не отражением биологических различий. Согласно Гоббсу, гендерного неравенства не существовало в естественном, т. е. дополитическом состоянии: между полами нет естественной разницы в силе, выносливости или уме. Подчинение женщин было реализовано и закреплено политически: посредством введения супружеского права, в соответствии с которым жёны были обязаны подчиниться мужьям, лишены прав на частную собственность и возможности участвовать в политике. Другими словами, объясняет Пейтмен, начиная с Гоббса политическая теория утверждает, что в основе семейной иерархии лежат социальные причины, а не биологические различия между полами. Социальный договор между мужчинами устанавливает мужское господство над женщинами.
В своих работах Пейтмен показывает, что институт семьи возникает одновременно с супружеским правом, включающим (ограниченное) право на развод, наследование, разделение имущества и детей. Идея семьи, как и идея женского подчинения мужчине, являются изобретениями государства – высшей формы политической власти. В современных обществах институт семьи продолжает функционировать в качестве одного из центральных предметов государственной политики. Государство задаёт условия сексуального контракта, регулирующего отношения между мужчинами и женщинами, т. е. определяет, какую именно форму может принимать семья, сколько в неё может входить людей, какими правами и обязанностями будут обладать её члены, как может быть организована сексуальная жизнь.
Демократия участия
Пейтмен разработала теорию «демократии участия». Критикуя элитную концепцию демократии, господствующую в современном мире, ассоциирующуюся с именами таких политических теоретиков, как Й. Шумпетер, Р. Михельс и Р. Даль, Пейтмен призывает расширить определение демократии, вернувшись к работам классиков Ж.-Ж. Руссо и Дж. С. Милля.
Идея демократии в её современном значении, указывает Пейтмен, сводится к двум основным требованиям: свободной конкуренции политических элит и честным, независимым выборам лидеров. Демократическим в современных обществах называется беспрепятственное соревнование лидеров за власть. Участием в политике – акт общенационального голосования. Обычный гражданин при такой демократии участвует в политике в лучшем случае несколько раз в год. Большинство имеет возможность реализовать политическое право контроля над действиями элиты лишь посредством голосования на выборах.
Такое узкое понимание демократии имеет мало общего с тем значением, которое вкладывали в этот термин Ж.-Ж. Руссо и Дж. С. Милль. Пейтмен возвращает демократии её расширенное значение. Реальная демократия, пишет политолог в книге «Участие и демократическая теория», предполагает интенсивное, активное и регулярное участие граждан в процессе принятия разных видов решений во всех сферах жизни общества: в семье, на работе, на городском, региональном и общенациональном уровнях. В демократическом обществе люди должны учиться и иметь возможность участия в управлении предприятиями, на которых работают, как это происходило, например, на некоторых фабриках в Великобритании и Югославии в 1960–1970-х гг. Термин «демократия участия» описывает идеал общества, при котором все граждане, независимо от возраста и уровня образования, обладают открытым доступом к принятию и обсуждению решений, касающихся их жизни, т. е. выполняют роль полноценных участников политического и социального процесса, а не только его гостей.
Идеи Пейтмен оказали значительное влияние на развитие демократической и феминистской теории. Введённые ею термины «сексуальный контракт» и «демократия участия» используются в работах широкого круга гендерных исследователей, социологов, политологов и политических теоретиков.