Павел I (папа Римский)
Па́вел I (лат. Paulus I ) (ум. 28.6.767, Рим), епископ (папа) Римский (с 757).
Ранние годы жизни
Согласно Liber Pontificalis, Павел и его старший брат, Стефан, были сыновьями некоего римлянина Константина. В годы понтификата Григория III (731–741), лишившись отца, братья воспитывались при папском дворе. Папа Римский Захария (понтификат 741–752) рукоположил Стефана и Павла во диаконов. Вместе с другими римскими клириками диаконы Стефан и Павел присутствовали на церковном соборе 743 г. После кончины Захарии на папский престол был возведён Стефан (понтификат 752–757), который сделал брата своим помощником и доверенным лицом. Павел в 752 г. участвовал в заключении мирного договора с королём лангобардов Айстульфом (правил в 749–756). После того как король осенью того же года нарушил мир, папа Стефан II (III) отправился за помощью к королю франков Пипину Короткому, а Павел остался в Риме. После победы франков в войне против лангобардов (754–756) состоялись переговоры с новым лангобардским королём – Дезидерием (правил в 756–774), в которых участвовал Павел. В результате ряд бывших византийских владений в Италии (города Имола, Фаэнца, Феррара, Анкона и др.) были дарованы Пипином Коротким папе Римскому, положив начало Папской области. Когда папа Стефан II (III) весной 757 г. тяжело заболел, его приближённые во главе с Павлом заняли Латеранский дворец, чтобы сохранить контроль над папским престолом. После кончины папы Стефана II (III) (26 апреля 757) Павел был провозглашён его преемником. Против Павла выступили представители другой группировки в Римской церкви (возможно, представлявшей интересы лангобардов, византийцев или светской знати Рима), выдвинувшие кандидатом на папский престол архидиакона Теофилакта. Противостояние завершилось победой Павла, который 29 мая был рукоположен во епископа и возведён на папский престол.
Отношения со светскими властями (франки, лангобарды, Византия)
Наличие многочисленных противников заставило папу Павла I вести жёсткую внутреннюю политику, о которой сохранились отрывочные сведения в Liber pontificalis. Он продолжил политику брата, направленную на укрепление светской власти папы Римского и формирование автономной Папской области [сам Павел I использовал выражение «святая Римская церковь... и весь подчинённый ей народ» (Codex Carolinus. 1892. P. 557), а также сходные формулировки, отвергая притязания на власть светской аристократии Рима]. По одной из версий, разделяемой не всеми исследователями, именно в годы понтификата Павла I было составлено сочинение «Постановление Константина» (иначе – «Константинов дар»), призванное обосновать право папы Римского на светскую власть, якобы полученное от императора Константина Великого. Возможно, с этим сочинением связан цикл фресок со сценами деяний Константина, выполненных по указанию Павла I в церкви Святой Петрониллы при Ватиканской базилике и сохранявшихся до разрушения храма в 16 в. Вместе с тем, хотя Павел I отвергал власть Византии и проявлял враждебность по отношению к константинопольскому правительству, он продолжал датировать свои акты годами правления византийского императора.
Павел I продолжил курс своего брата на военно-политический союз с франками. Между Римом и Франкским королевством существовали регулярные контакты. Павел I и Пипин Короткий обменивались посольствами. По желанию короля папа присылал ему книги (богослужебные, а также сочинения по «свободным искусствам»), организовал в Риме обучение франкских монахов церковному праву. При Ватиканской базилике действовал приют для франкских паломников.
Отношения папы Римского с лангобардами оставались напряжёнными. Король Дезидерий не выполнял условия ранее заключённого мира о передаче городов папе Римскому. В 758 г. король подчинил герцогства Сполето и Беневенто, нарушив при этом границу папских владений, а также начал переговоры с византийскими властями Южной Италии о союзе против франков и Рима. До конца понтификата Павла I шли безрезультатные переговоры между Дезидерием, франками и папой, иногда сопровождавшиеся локальными столкновениями. Однако обе стороны стремились избежать войны, поскольку Пипин Короткий был занят борьбой с дуксами (герцогами) Аквитании и Баварии, а Дезидерий не располагал силами, достаточными для столкновения с франками. Не была реализована и военная угроза со стороны византийского императора Константина V (правил в 741–775). Около 760 г. представители папы и короля лангобардов заключили договор, положивший конец пограничным спорам. Дезидерий заставил византийских правителей Неаполя и Гаэты вернуть отобранные ими папские владения в Кампании и признать церковную юрисдикцию Рима. Вместе с тем в посланиях франкскому королю Павел I продолжал жаловаться на враждебность лангобардов и византийцев, просить о защите.
Церковная политика
Как и его предшественники, папа Павел I отвергал иконоборчество, ставшее официальной доктриной в Византии. В несохранившихся посланиях византийским императорам он призывал их отступиться от этой «ереси». Вероятно, папа Римский поддерживал отношения с восточными патриархами, которые тоже отвергали иконоборчество (в том числе Косма I, патриарх Александрийский). Из-за конфликта с папским престолом византийцы лишили папу Римского церковной юрисдикции на землях Южной Италии и Сицилии, находившихся под их контролем.
Важнейшей инициативой Павла I в Риме, оказавшей заметное влияние на развитие культа святых, стало перенесение мощей римских мучеников из пригородных базилик и катакомб в храмы внутри городских стен. Сам понтифик называл причиной таких действий состояние пригородных святилищ, которые были заброшены и обветшали якобы из-за нападений лангобардов. Поскольку лангобарды были ортодоксальными христианами, обвинение их в осквернении святынь представляется неправдоподобным, – возможно, Павел I пытался помешать им забрать почитаемые мощи святых из пригородных усыпальниц. Некоторые реликвии Павел I дарил влиятельным франкским прелатам (например, мощи мученика Горгония – епископу Хродегангу). Впоследствии многие франкские епископы и аббаты стремились получить мощи римских святых, что способствовало укреплению влияния папского престола во франкском королевстве. О влиянии папы на церковную жизнь в других регионах сохранилось мало сведений. По просьбе английского аббата Фортреда понтифик запретил Эгберту, архиепископу Йоркскому (на кафедре в 732–766), отнимать монастыри у частных лиц и передавать их своим приближённым. По свидетельству Арнона, архиепископа Зальцбургского (на кафедре в 785–821), Павел I подтвердил решение своих предшественников, Захарии и Стефана II (III), о включении Карантании в состав диоцеза Зальцбург.
Павел I уделял много внимания церковному строительству в Риме. На месте семейной усадьбы близ улицы Виа-Лата (ныне Виа-дель-Корсо) в Риме он основал монастырь [по другой версии, постройка начата его старшим братом, папой Римским Стефаном II (III)] в честь святых Дионисия, Стефана и Сильвестра (ныне церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите). Понтифик передал монастырю значительные земельные владения и приписал к нему ряд церквей и монастырей, включая монастыри на горе Соракт (Соракта). Исследователи полагают, что монашеская община состояла из греков, в том числе беженцев из иконоборческой Византии. Кроме того, Павел I построил церковь во имя апостолов Петра и Павла (не упоминается после 8 в.), в южном нефе Ватиканской базилики устроил капеллу в честь Девы Марии, а также начал восстановление базилики Апостолов (Санти-Апостоли; работы были завершены при папе Адриане I). Вероятно, по распоряжению Павла I был выполнен один из слоёв фресковых росписей церкви Санта-Мария-Антиква (среди них сохранилось изображение Павла I, которого некая женщина, вероятно Богородица, подводит к Христу).
Итоги понтификата и почитание
Внешняя политика папы Павла I в целом была успешной: ему удалось сохранить независимость Папской области, достигнутую при Стефане II (III) благодаря союзу с франками. Во внутренней политике понтифик потерпел неудачу: не смог установить равновесие между противоборствующими группировками, что позднее привело к междоусобным конфликтам. Во время понтификата Павла I власть находилась в руках «клерикальной» партии, которая представляла интересы папской дворцовой бюрократии и боролась со светской знатью («аристократическая» партия). Открытая борьба между ними вспыхнула сразу после того, как в июне 767 г. стало известно о болезни Павла I, жившего при загородной базилике Святого Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). Когда понтифик скончался, приверженцы «аристократической» партии установили контроль над городом и не позволили похоронить Павла I в Ватиканской базилике. Погребение состоялось лишь через 3 месяца; на гробнице поместили лаконичную надпись: «Здесь почивает папа Павел» (гробница была утрачена во время строительства новой базилики в 16 в.). Тем временем знать, с согласия римского духовенства, возвела на папский престол антипапу Константина (понтификат 767–768). Однако представители «клерикальной» партии при помощи лангобардов захватили Рим и организовали избрание папы Римского Стефана III (IV) (понтификат 768–772), в итоге сохранив за собой власть.
Церковное почитание папы Павла I известно лишь с 14 в., когда епископ Пётр Наталибус включил краткое сказание о нём в «Перечень святых» под 27 января. В 16 в. память Павла I была внесена Римский мартиролог под 28 июня. В современной редакции Римского мартиролога она сохранена под тем же числом; в сказании упоминается, что папа проявлял милосердие к страждущим, защищал православную веру от иконоборцев и заботился о римских святынях.