Оттон Фрайзингский
Отто́н Фра́йзингский (лат. Otto Frisingensis) (около 1112 или 1113 – 22.9.1158, монастырь Моримон), монах-цистерцианец, один из наиболее значительных средневековых историков и философов истории, блаженный, епископ Фрайзинга (1139–1158).
Биография
Принадлежал к высшему слою родовитой южногерманской знати. Отцом Оттона был маркграф Австрийский Леопольд III (ум. 1136) из рода Бабенбергов, титул наследовали братья Оттона Леопольд IV (ум. 1141, также герцог Баварский) и после его смерти Генрих II (ум. 1177), позднее ставший герцогом Австрийским и женившийся на Феодоре Комнине, племяннице императора Византии Мануила I Комнина. Третий брат Оттона Конрад (ум. 1168) был епископом Пассау и архиепископом Зальцбурга. По материнской линии Оттон был близким родственником правителей Священной Римской империи: его мать Агнесса (ум. 1143) была дочерью Генриха IV Салия, которому Оттон приходился внуком, а его наследнику Генриху V – племянником. Королю Конраду III из династии Штауфенов (правил 1138–1152) он был единоутробным братом, а Фридриху I Барбароссе – родным дядей.
Начальное образование Оттон получил в монастыре Клостернойбург в Баварии, основанном его отцом в 1114 г. Пробстом (настоятелем) этой обители Оттон стал ещё будучи ребёнком, и доходы от этой должности позволили ему продолжить своё образование в Парижском университете, одном из крупнейших центров богословия того времени (1126/1127). Наибольшее влияние на молодого школяра оказали преподававшие тогда в Париже и Шартре Гуго Сен-Викторский, Гильберт Порретанский, Гильом из Конша; очень вероятно, что Оттон слушал также лекции Теодорика Шартрского. В 1132 г. он вступил в орден цистерцианцев и стал послушником в монастыре Моримон в Шампани, одной из первых четырёх дочерних обителей Сито. Очень быстро молодой схоласт завоевал уважение в Моримоне своими знаниями и смирением и в середине января 1138 г. был выбран преемником аббата Вальтера. Но несколько месяцев спустя, после коронации 13 марта его единоутробного брата Конрада III, новопоставленному аббату был предложен сан епископа Фрайзинга, вероятно потому, что Конрад III нуждался в укреплении своих позиций в Баварии против Вельфов. 19 июля 1139 г. Оттон впервые упоминается в свите короля в новом сане. Епископом Оттон провёл 20 следующих лет: к его важнейшим делам относятся новое обустройство школ диоцеза и реорганизация школы при кафедральном соборе, в которой благодаря Оттону вместе с диспутом были введены и другие методы схоластического обучения. Оттон основывал новые монастыри премонстрантов и цистерцианцев в своём диоцезе, а также заботился об уже существующих монашеских общинах.
Оттон активно принимал участие в политической жизни империи, отстаивая интересы своей епархии от посягательств соседних феодалов, и часто присутствовал на имперских рейхстагах. Епископ Фрайзинга неоднократно бывал в Риме, выполняя дипломатические поручения своего брата-короля Конрада: первая известная нам поездка датируется 1141 г., затем поздней осенью 1145 г. Оттон посещал Рим. В качестве руководителя небольшого отряда Оттон участвовал во Втором крестовом походе. Во второй половине декабря 1147 г. его отряд понёс тяжёлые потери в стычке с турками-сельджуками южнее Лаодикеи, откуда Оттон морским путём добрался до Аккона, где 24 июня 1148 г. состоял в совете короля Иерусалимского королевства. Дата возвращения Оттона из Святой земли неизвестна, первый раз он снова появляется свидетелем в королевских дипломах только в начале апреля 1151 г. Оттон принимал участие в выборах короля во Франкфурте 4 марта 1152 г. Он был втянут в конфликт с родом Виттельсбахов, притязавших на права епископства Фрайзинг, выступал посредником в споре Вельфов и Бабенбергов в 1156 г. в Баварии, а также способствовал улаживанию спора Фридриха I Барбароссы с папой Адрианом IV.
Умер на пути в Сито. Позднее его мощи были перенесены в монастырь Хайлигенкройц, основанный его отцом вскоре после пострига Оттона. В Новое время Оттон почитался как блаженный, память о нём отмечалась в литургических книгах 22 сентября. В 1958 г. католические общины Фрайзинга и Моримона организовали широкое празднование 800-летней годовщины его смерти. Литургическая память о блаженном Оттоне, епископе Фрайзингском, отмечается в архидиоцезе Мюнхена и Фрайзинга 7 сентября, его почитание в лике блаженных сохраняется в цистерцианском ордене и отдельных религиозных общинах Австрии.
Наследие Оттона Фрайзингского
Получил известность благодаря своим историческим трудам: «Хронике о двух царствах» в восьми книгах (Chronica de duabus civitatibus, сост. в 1143–1146, 2-я редакция под заглавием Liber de mutatione rerum завершена около 1157 и посвящена Фридриху I Барбароссе) и о неоконченных деяниях Фридриха Барбароссы («Деяния Фридриха», Gesta Friderici). «Хроника о двух царствах» относится к наиболее значительным историко-философским сочинениям Средневековья. В ней Оттон дал широкий исторический обзор от сотворения мира до современных ему событий и попытался на основе пророческих книг Библии изобразить грядущий Конец света. Структура трактата подчинена идее перенесения власти от одной мировой державы к другой (лат. translatio imperii), в основе этой идеи лежит преемственность четырёх царств (лат. regna): Вавилона, мидян и персов, греков и, наконец, римлян, которым суждено стать последней мировой державой. В первой книге описываются обстоятельства мировой истории от сотворения мира до перехода Вавилонского царства в руки мидян и начала Рима. Во второй книге изложение доводится до смерти Цезаря, третья доходит до правления Константина Великого. В четвёртой книге «Хроники...» Оттон повествует о конце Римской империи и Одоакре, книги с пятой по седьмую ограничиваются хронологическими рамками политической истории – 841/842, 1066/1076/1085 и 1146 гг., восьмая книга посвящена грядущему. В основе «Хроники...» Оттона лежит идея Августина о временном и вечном царствах (градах, лат. civitates), одном земном и одном небесном, одном дьявола и одном Христа, Вавилоне и Иерусалиме. Вечный «Град Божий» олицетворяет Церковь, по мысли Оттона. Ему, однако, была передана и всякая временная власть (лат. regnum temporale maximum) над всеми из земных царств, которым предназначено погибнуть перед Страшным судом. Оттон понимает историю как священную, подчинённую Божьему замыслу, в этом смысле епископ Фрайзинга видит историю одним из аспектов богословия. В 12–14 вв. «Хроника» получила распространение в монастырях Баварии и Австрии, позднее она становится известна по всей Европе, чему способствовало её первое печатное издание 1515 г. При работе над «Хроникой...» Оттон использовал многие труды позднеантичных и раннесредневековых богословов, философов и историков: Августина, Орозия, Иосифа Флавия, Евсевия Кесарийского, хронику Евсевия в переводе святого Иеронима, сочинения Иордана, Кассиодора, Фрутольфа из Михельсберга, а равно сочинения своих вероятных учителей в Париже и Шартре: Гуго Сен-Викторского и Гильберта Порретанского. Среди других средневековых богословов и историков заметное влияние на сочинение Оттона оказали всемирная хроника (Chronicon) Регинона Прюмского, «Деяния императора Конрада» (Gesta Chuonradi imperatoris), написанные историографом Конрада II Випо, хроники Германа из Райхенау и Эккехарда из Ауры, труды Беренгара Турского и Манегольда.
В «Деяниях Фридриха» Оттон выбрал одним из основных философских концептов идею Mutatio rerum (изменчивость вещей); в центре сочинения находится фигура Фридриха Барбароссы, которому ещё никогда не изменяла фортуна. Первая книга была посвящена истории рода Штауфенов, от Фридриха фон Бюрен до смерти в 1152 г. Конрада III. Во второй книге речь идёт об эпохе Фридриха Барбароссы, от его избрания в 1152 г. до рейхстага в Регенсбурге 1156 г. В правлении этого императора Оттон видит единство regnum (царства) и sacerdotium (священства), которые управляют христианской церковью. В сочинениях Оттона ярко отразились его взгляды на историю и своих современников, а также его политические воззрения, выраженные в согласии и единстве в управлении империей. Совершенное воплощение эта идея получила в династии Штауфенов, и в частности в правлении Фридриха Барбаросссы, наделённого высочайшими добродетелями правителя. Одновременно с этим, начиная в своей всемирной хронике рассказ о современных ему всемирно-исторических событиях с их предыстории, Оттон сознательно сужает время и место своего повествования, отводя значительно большее место в своих сочинениях Южной Германии, нежели какому-либо другому региону. После смерти Оттона его труд был доведён до конца его писцом, капелланом и нотарием Рахевином (около 1120 – 1170/1177). «Деяния Фридриха» получили признание в южной Германии в 12 в. Источниками «Деяний» были 7-я книга «Хроники», документальные источники, в том числе дипломатическая переписка, и устные свидетельства современников.