Оценка состояния национальной безопасности
Оце́нка состоя́ния национа́льной безопа́сности, определение степени достижения целей и решения задач, предусмотренных документами стратегического планирования для обеспечения условий устойчивого социально-экономического развития страны и укрепления национальной безопасности, а также для свободного, независимого, успешного развития нации при сохранении её фундаментальных ценностей и институтов гражданского общества. Осуществляется Советом Безопасности РФ. Правовую основу этой деятельности составляют Конституция РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, а также Положение об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности РФ. Практическим механизмом оценки уровня текущего состояния национальной безопасности является государственный мониторинг, под которым понимается система непрерывного наблюдения за развитием ситуации в сфере обеспечения национальной безопасности и который позволяет осуществлять сбор, обработку и анализ соответствующей информации. Его выполняют органы государственной власти и другие участники стратегического планирования. Для оценки состояния национальной безопасности и заблаговременного выявления негативных тенденций и кризисных ситуаций в России создана информационно-аналитическая система сбора данных. Кроме того, источником информации являются экспертные оценки, специальные исследования, информационно-аналитические материалы, предоставляемые государственными органами и организациями, участвующими в решении задач по обеспечению национальной безопасности. Основным инструментом оценки являются качественные и/или количественные показатели – обобщённые характеристики, отражающие состояние отдельного направления (сферы) обеспечения национальной безопасности. Показатели состояния национальной безопасности характеризуют её предельно допустимое значение, а также уровень текущего состояния национальной безопасности.
В Стратегии национальной безопасности определены 10 основных показателей оценки состояния национальной безопасности (их перечень может уточняться по результатам мониторинга): удовлетворённость граждан степенью защищённости своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств; доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах; ожидаемая продолжительность жизни; валовой внутренний продукт на душу населения; децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения); уровень инфляции; уровень безработицы; доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования; доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру; доля территории Российской Федерации, не соответствующей экологическим нормативам. В Положении об оценке национальной безопасности назван ряд показателей, сведённых в 9 групп, отнесённых к стратегическим национальным приоритетам: «Оборона страны»; «Государственная и общественная безопасность»; «Повышение качества жизни российских граждан»; «Экономический рост»; «Наука, технологии и образование»; «Здравоохранение»; «Культура»; «Экология живых систем и рациональное природопользование»; «Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство». Их количественные значения определяются структурами, ответственными за обеспечение соответствующего вида (сферы) национальной безопасности. Анализ и оценка состояния национальной безопасности, будучи инструментальной функцией, заключается в выявлении степени достижения стратегических целей и задач в области обеспечения национальной безопасности, предусмотренных документами стратегического планирования, а также в определении результативности реализации этих документов. Эти процедуры призваны вскрывать негативные тенденции, кризисные ситуации, потенциальные и реальные угрозы России; формировать исходные данные для проработки целесообразных управленческих решений (включая меры оперативного реагирования по преодолению негативных тенденций и кризисных ситуаций, а также меры планирования и организации противодействия вызовам, угрозам и стратегическим рискам, мешающим укреплению национальной безопасности).