Оливейра Мануэл ди
Оливе́йра Мануэ́л ди, Мануэл Кандиду Пинту ди Оливейра (Manoel Cândido Pinto de Oliveira) (11.12.1908, Порту – 2.4.2015, там же), португальский кинорежиссёр.
Дебютировал короткометражным документальным фильмом «Дору, тяжёлый труд на реке» (1931). Первый игровой фильм «Глупый Аника» (1942) рассказывал о жизни детей Порту. Повседневной культуре и обычаям региона посвящены и другие ленты 1930–1940-х гг., снятые под влиянием киноавангарда. В 1950–1960-е гг. снимал главным образом документальные ленты.
Самобытность игрового кинематографа проявилась в период после Апрельской революции 1974 г. Часто используя мотивы португальских писателей и классиков мировой литературы («Бенильда, или Богоматерь» по пьесе Ж. Режиу, 1975; «Губительная любовь» по роману К. Каштелу Бранку, 1979; «Атласная туфелька» по П. Клоделю, 1985; специальный приз «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля, в том же году), не «экранизировал» и не «интерпретировал» текст, а «снимал» его на камеру, как снимают пейзаж или лицо человека. В понимании режиссёра кинематографичными могли быть и показанная на экране книжная страница, и произносимые актёром в кадре слова, и читающий тот же текст закадровый голос. Нередко даже в названиях его фильмов подчёркивается особая роль слова («Письмо», 1999, приз Каннского кинофестиваля, в том же году; «Слово и утопия», 2000; «Говорящий фильм», 2003).
Отличительная черта творчества – неожиданность замысла и его воплощения. В 1988 г. поставил мюзикл об аристократах-людоедах «Каннибалы», в 1991 г. – «Божественную комедию» по поэме Данте Алигьери (приз Венецианского кинофестиваля, в том же году), где, «усыпляя» внимание зрителя монотонными абстрактными диалогами о судьбах мировой культуры, добивался эффекта взрывами внезапной экспрессии.
Старейший из получивших мировое признание режиссёров начала 21 в., Оливейра избрал своими главными темами иконоборчество, связь божественного и дьявольского, крах национальных мифологий, любовные фрустрации, меланхолию старости, дыхание смерти, отношения искусства и жизни. При этом в его фильмах много эксцентрического юмора. Так, в фильме «Долина Авраама» (1993) пафосный монолог о закате западной цивилизации прерывается вторжением кошки, которую чья-то невидимая рука вбрасывает в пространство кадра; в новелле «Единственная встреча» (киноальманах к 60-й годовщине Каннского кинофестиваля «У каждого своё кино», 2007) встреча Н. С. Хрущёва с папой Иоанном XXΙΙΙ стилизована под чёрно-белый немой скетч и озвучена музыкой Э. Сати.
С середины 1990-х гг. место малоизвестных португальских актёров, которых режиссёр обычно занимал в своих картинах, заняли звёзды мировой величины: К. Денёв и Дж. Малкович («Монастырь», 1995), М. Мастроянни («Путешествие к началу мира», 1997, приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля, в том же году) и др.
Среди других фильмов: «Франциска» (1981), «Коробка» (1994), «Вечеринка» (1996), «Беспокойство» (1998), «Я возвращаюсь домой» (2001), «Принцип неопределённости» (2002), «Красавица навсегда» (2006), «Христофор Колумб – загадка» (2007), «Странный случай Анжелики» (2010), «Гебо и тень» (2012), «Старик из Рестело» (2014).
В 2015 г. жюри 68-го Каннского кинофестиваля почтило память скончавшегося М. ди Оливейры показом снятого им в 1982 г. фильма «Визит, или Воспоминания и признания», который режиссёр завещал обнародовать после своей смерти.
Премии за вклад в киноискусство: Венецианский кинофестиваль (1985, 2004), Международный кинофестиваль в Локарно (1992), Каннский кинофестиваль (2008), Берлинский кинофестиваль (2009).
Офицер ордена Почётного легиона (2014).