Олимпийское перемирие
Олимпи́йское переми́рие, экехерия (греч. ἐκεχειρία, буквально – снятие оружия), в Древней Греции традиция прекращения войн и установления мира в период проведения Олимпийских игр, а впоследствии и других игр и соревнований (см. в статье Агон). Существовала приблизительно с 9 в. до н. э. по 4 в. н. э.
Исторический аспект
Корни традиции – в античных легендах о зарождении Олимпийских игр. Историки спорта отмечают несколько устных мифологических сюжетов с участием Зевса Олимпийского (Твой олимпийский учебник. Москва, 2022. С. 9). Согласно одам Пиндара, а также данным Флегонта из Тралл, основателями Олимпийских игр были герои Пелопс и Геракл. Их проведению, однако, мешали непрекращавшиеся междоусобицы. Желая положить конец раздору, правители разных областей Эллады Ликург, Ифит и Клеосфен решили восстановить Олимпийские спортивные состязания. Они спросили дельфийского оракула, одобряет ли он их решение. Оракул ответил положительно, однако велел сделать следующее: постановить, чтобы в полисах, которые захотят участвовать в новых состязаниях, было провозглашено перемирие.
После этого правители заключили соглашение, текст которого был высечен на бронзовом диске, хранившемся в Олимпии. Договаривающиеся стороны объявили Олимпию священным местом. Согласно договору, для проведения Олимпийских игр, а также для того, чтобы дать возможность атлетам и гостям прибыть на соревнования, объявлялось священное перемирие.
Непосредственно перед началом Игр три спондофория (уполномоченные глашатаи) в венце из дикого лавра покидали Элладу, чтобы объявить о перемирии. Первоначально этот ритуал длился один месяц, но постепенно (начиная с 5 в. до н. э.) он был продлён до трёх месяцев (отсчитывавшихся со дня отъезда спондофория). В случае нарушения священного перемирия преступника ждало суровое наказание – штраф две мины серебром (около 27 кг серебра), отлучение от участия в последующих Играх, запрет на принесения жертвоприношений Зевсу Олимпийскому. Но страшней разорительного штрафа были проклятия, которые боги посылали на нарушителя перемирия. Строгому наказанию подвергались и люди, оскорбившие путника, идущего на олимпийский праздник: их ждало отлучение от Игр на две Олимпиады (Олимпиада – период из четырёх последовательных календарных лет, начинающийся 1 января первого года и завершающийся 31 декабря четвёртого года). Особых нарушителей ждал позор: могли быть установлены их статуи с описанием преступления. Впоследствии санкции неумолимо применялись вне зависимости от титулов – даже к римскому императору Нерону, который произвольно перенёс празднование 211-й Олимпиады с 65 г. на 67 г., желая принять в ней личное участие. Вскоре элланодики (судьи и распорядители Игр) аннулировали все результаты этих Игр, таким образом исключив их из постоянного олимпийского списка.
Вероятно, упоминаемый в легенде диск существовал как реальный исторический артефакт. Аристотель, по свидетельству Плутарха, видел бронзовый диск, на котором он прочитал имя Ифита и спартанского реформатора Ликурга. Факт неоднократного посещения Аристотелем Олимпии подтверждает и Павсаний, говоря о том, что там ещё в его времена стояла статуя Аристотеля, поставленная учениками.
Олимпийские празднества прежде всего рассматривались как самое торжественное общегреческое религиозное действо, возвеличивающее Зевса Олимпийского. Спортивные состязания не играли самостоятельной роли – они были органической частью религиозного ритуала, вне которого не было бы и славы олимпиоников. В связи с этим институт экехерии имел и определённую религиозную основу, т. к. предполагалось, что её установление исходило с позволения богов.
Вместе с тем экехерия выступала как институция реальной жизни. Поскольку время олимпийских праздников охватывало июль, август и начало сентября – то есть время жатвы зерновых, первого сбора плодов виноградников и оливок, – перемирие обеспечивало условия для завершения сельскохозяйственного года, играя важную роль в жизни каждого полиса.
Эффективные миротворческие принципы, сформировавшиеся во время проведения Олимпийских празднеств, затем были распространены и на остальные игры:
Пифийские игры (в Дельфах) в честь Аполлона;
Истмийские игры (в Коринфе) в честь Посейдона;
Немейские игры (в Немее) в честь Геракла;
Панафинейские игры (в Афинах) в честь Афины Паллады.
В целом институт экехерии приобрел общеэллинское значение, стал важным миротворческим фактором в греческом мире, раздираемом многочисленными войнами, фактором культурно-религиозного единства, создания условий для развития всех сфер великой цивилизации.
Возрождение традиции в Новейшее время
Античная традиция оказала значимое влияние на основателя современного Олимпийского движения барона П. де Кубертена и выступила как один из факторов формирования философии современного олимпизма. В своём произведении «Ода спорту», удостоенном золотой медали (в номинации «Литература») на конкурсе искусств на Играх V Олимпиады в Стокгольме, Кубертен писал:
О спорт! Ты – мир!
Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами.
Ты – согласие.
Ты сближаешь людей, жаждущих единства.
Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодёжь уважать друг друга.
Ты – источник благородного, мирного, дружеского соревнования.
Ты собираешь молодость – наше будущее, нашу надежду – под свои мирные знамёна.
О спорт!
Ты – мир!
Однако только по прошествии 80 лет с момента написания этих строк традиция перемирия была официально зафиксирована в олимпийской летописи.
Традиция была возрождена 25 октября 1993 г. по инициативе Международного олимпийского комитета (МОК) путём принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций (ООН) резолюции «A/RES/48/11». Генассамблея ООН настоятельно призвала государства-члены соблюдать олимпийское перемирие в течение периода, начинающегося за семь дней до открытия и заканчивающегося через семь дней после закрытия каждых Олимпийских игр. В 2006 г. действие перемирия было распространено на Паралимпийские игры.
В повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. мировые лидеры признали спорт в качестве одного из важнейших инструментов обеспечения устойчивого развития. Олимпийское движение стремится вносить свой вклад в создание мирного будущего для человечества с помощью воспитательной роли спорта. Оно собирает атлетов со всего мира на самое крупное международное спортивное мероприятие и выступает за сохранение мира, взаимопонимания и доброй воли, которые являются целями, общими и для ООН.
В качестве отражения этих общих целей в 1998 г. было принято решение поднимать флаг ООН на всех объектах, где проводятся соревнования в рамках Олимпийских игр.
В июле 2000 г. создан Международный центр олимпийского перемирия (International Olympic Truce Centre). Штаб-квартира находится в Афинах, а символический офис – в древней Олимпии. Миссия центра – продвигать олимпийские идеалы, служить миру и дружбе и развивать международное взаимопонимание. В частности, поддерживать соблюдение олимпийского перемирия, призывая к прекращению всех боевых действий во время Олимпийских игр и установлению мира.
Перед началом Игр всем сторонам, участвующим в конфликтах, предлагается сложить оружие и соблюдать олимпийское перемирие.
Сегодня иллюстрацией единства в многообразии во время Игр является Олимпийская деревня. Спортсмены разных взглядов и национальностей проживают «под одной крышей» без какой-либо дискриминации. Тем самым олимпийцы подают пример всему миру, доказывая возможность честно соревноваться и мирно проживать вместе.
На Играх XXVIII Олимпиады в Афинах (2004) в Олимпийской деревне была установлена «Стена мира», на которой любой мог оставить свою подпись и пожелания. С тех пор эта традиция поддерживается на всех Олимпийских играх.
Выражением идеи Олимпийского перемирия стала Объединённая сборная Кореи на XXIII Олимпийских зимних играх в Пхёнчхане (2018), в которую вошли 23 спортсмена Республики Корея и 12 атлетов из КНДР.
Как и в древности, в 21 в. нарушители Олимпийского перемирия также подвергаются суровым санкциям. Однако практика подобных ограничительных мер вызывает широкие дискуссии у специалистов в области спортивной юриспруденции и актуализирует рассмотрение этичности и правомочности использования таких наказаний.