Ноубл Рэй
Но́убл Рэй [Рэймонд Стэнли Ноубл; Raymond (Ray) Stanley Noble] (17.12.1903, Брайтон, Великобритания – 3.4.1978, Лондон), британский и американский дирижёр, композитор, аранжировщик и актёр.
Жизненный и творческий путь
Отец был врачом, дядя служил органистом в церкви Сент-Томас в Нью-Йорке. В 1926 г. Ноубл учился в Королевской академии музыки (класс фортепиано). В 1927 г. победил в конкурсе на лучшего аранжировщика эстрадного оркестра, организованном старейшим в Великобритании еженедельником – Melody Maker. Зарабатывал аранжировками для эстрадных оркестров Деброя Сомерса (1890–1952) и Джека Пейна (руководителя оркестра BBC, 1899–1969).
Расцвет карьеры британского периода Ноубла пришёлся на 1929–1934 гг., когда он возглавлял студийный оркестр New Mayfair dance orchestra (принадлежал компании HMV Records). В 1930 г. солистом оркестра стал певец Эл Боулли – один из самых популярных в довоенной Великобритании эстрадных исполнителей. В ноябре того же года в Малом Королевском зале (Лондон) была сделана его первая запись с оркестром Рэя Ноубла – песни «How could I be lonely» и «I'm telling the world she's mine» (в качестве автора указано издательство Peter Maurice Music). До 1934 г. включительно оркестр записал несколько сотен пластинок с песнями в исполнении Боулли, самые известные хиты – «The very thought of you», «Goodnight, sweetheart» (автор музыки обоих – Ноубл) и «Midnight, the stars and you» (Г. Вудс). Среди других: «Make yourself a happiness pie» (Ф. Перкинс), «Time on my hands» (В. Юманс), «Love is the sweetest thing», «By the fireside», «I found you», «What more can I ask», «Guilty» (все написаны Ноублом). Союз оркестра Рэя Ноубла и солиста Эла Боулли оказался удачным не только в творческом плане, но и с коммерческой точки зрения: многие их британские записи были перепечатаны на американском лейбле Victor.
Осенью 1934 г. Ноубл заключил контракт с Рокфеллер-центром (Нью-Йорк) на выступление и радиотрансляцию из только что открывшегося модного «музыкального» ресторана «Рейнбоу Рум» (Rainbow Room). В связи с американскими ограничениями на въезд иностранцев, вместе с Ноублом в США поехали только Эл Боулли и Билл Харти (ударник, который выполнял также обязанности директора коллектива). Набор музыкантов в оркестр с американской стороны был поручен Гленну Миллеру, который был тромбонистом нового оркестра и делал для него аранжировки, как и пианист Клод Торнхилл (1908–1965). Работая с Ноублом, Миллер и Торнхилл сочинили свои «главные» темы: Миллер – «Moonlight serenade» («Серенада лунного света»), а Торнхилл – «Snowfall» («Снегопад»). В 1937 г. Ноубл распустил оркестр и уехал в Голливуд, а его «премиальный» солист Эл Боулли в начале 1937 г. вернулся в Великобританию.
Работать в кино в качестве композитора, аранжировщика и дирижёра Рэй Ноубл начал ещё на родине и продолжил в Голливуде (всего написал музыку к 7 картинам), появляясь на экране преимущественно в эпизодах как дирижёр оркестра. Исключение составляет картина «Девичьи страдания» («A damsel in distress», 1937; режиссёр Дж. Стивенс; премия «Оскар»), где он сыграл полноценную роль – чудаковатого англичанина Реджи, который настолько любит музыку, что играет на всех инструментах подряд. Внешние данные Ноубла как нельзя лучше подошли к этой комедии, в которой тон задавал знаменитый Фред Астер.
В США Ноубл также много работал на радио – в качестве аранжировщика, дирижёра, композитора; продолжал записываться на пластинки. В 1938 г. вместе с оркестром, собранным из канадских музыкантов, совершил гастрольную поездку по городам Великобритании и Ирландии (среди площадок были театр «Палладиум» в лондонском районе Сохо и даже ипподромы). Вернувшись в Калифорнию, продолжил работу для радиошоу, а также (в 1939) собрал новый оркестр, с которым успешно гастролировал в городах США. В декабре 1941 г. получил американское гражданство. Среди популярных песен американского периода: «Old spinning wheel» (Б. Хилл), «Isle of Capri» (В. Грос), «Paris in the spring» (Г. Ревел), «The touch of your lips», «I hadn't anyone till you» (обе – Ноубл). Инструментальная пьеса «Cherokee» впоследствии стала джазовым стандартом.
Закончил исполнительскую карьеру в 1950-х гг., в 1971 г. вместе с женой поселился в Санта-Барбаре (штат Калифорния). В марте 1978 г. вернулся на родину для лечения рака и в начале апреля умер в больнице.
Влияние на массовую культуру
Рэй Ноубл стал неотъемлемой частью массовой культуры межвоенного периода (интербеллума), в то самое время, когда в Европе и США господствовали т. н. танцевальные оркестры (англ. dance orchestras). Подавляющее большинство танцевальной музыки Ноубла и других композиторов, ставших частью его репертуара, написано в жанре фокстрота. Спаянность музыкального стиля с определённым периодом истории позволила создать в кинематографе звуковой ретроэффект: в фильме С. Кубрика «Сияние» (1980) появление в эпилоге старой групповой фотографии в бальном зале отеля сопровождается песней «Midnight, the stars and you» («Полночь, звёзды и ты») в исполнении Боулли и оркестра Ноубла. При этом неважно, что фотография датируется 1921 г., а песня сочинена в 1934 г., – важна отсылка к некоему «прекрасному времени».
Песни Ноубла исполняли – в том числе в джазовых обработках – многие известные музыканты: Тони Беннетт, Нат Кинг Коул, Перри Комо, Бинг Кросби, Дорис Дэй, Билли Холидей, Патти Пейдж, Фрэнк Синатра, Томми Дорси, Элла Фицджералд, Сара Воан, Чарли Паркер, Берт Кемпферт. Сохранился небольшой документальный фильм с Ноублом и Боулли, снятый во время гастролей в Нидерландах в 1933 г. Одна из самых репрезентативных компиляций архивных аудиозаписей Ноубла (на девяти CD) опубликована в начале 21 в. на лейбле Vocalion, под названием «Ray Noble and his orchestra. The HMV sessions 1930–1934».
Ноубл введён в Зал славы биг-бэндов и джаза (1987) и Зал славы авторов песен (1996). Аудиозапись песни «The very thought of you» («Сама мысль о тебе»; оркестр Ноубла с пением Боулли, 1934) введена в Зал славы «Грэмми» (2005).
В фильме «Русский дом» (1990; режиссёр Ф. Скеписи) главный герой (Шон Коннери) «когда-то играл в оркестре великого Рэя Ноубла» и на вопрос, что за человек был Рэй Ноубл, отвечает: «Рэй был король!»