Боулли Эл
Бо́улли Эл (Al Bowlly; Альберт Аллик Боулли, Albert Allick Bowlly) (7.1.1899, Лоренсу-Маркиш, ныне Мапуту, Мозамбик – 17.4.1941, Лондон), британский эстрадный певец (тенор).
Жизненный и творческий путь
Четвёртый из десяти детей бизнесмена, православного грека Алика Паули (1867–1927) и католички, уроженки Ливана Мирьям Айюб-Ниджаме (1874–1949). В 1903 г. в результате ошибки чиновника фамилия отца была записана как Боулли. В том же году семья переехала в Йоханнесбург, где Эл Боулли был крещён как католик; впоследствии перешёл в греческое православие.
В 14 лет бросил школу, работал парикмахером и брал уроки пения у местной пианистки и певицы Летти Кемпбелл, одновременно зарабатывал пением, игрой на укулеле и банджо. С 1923 г. играл на банджо в оркестре и выступал как эстрадный певец в Индии и Сингапуре. В 1927 г. выступал в Берлине как сессионный музыкант с разными оркестрами, сделал свои первые аудиозаписи в качестве певца.
С 1928 г. Боулли жил в Лондоне, работал вокалистом и гитаристом с танцевальными оркестрами Фреда Элисальде, Роя Фокса, Лу Стоуна. В 1930 г. Боулли стал солистом в студийном оркестре Рэя Ноубла, с которым записал несколько сотен песен; среди хитов: «Midnight, the stars and you» (автор музыки Г. Вудс), «Goodnight sweetheart», «The very thought of you», «Love is the sweetest thing» (автор всех – Ноубл). С тем же оркестром певец записал несколько пластинок на языке африкаанс.
В конце 1934 г. Боулли и Ноубл отправились в Нью-Йорк для выступлений в только что открывшемся престижном ресторане Rainbow Room в Рокфеллер-центре. Оркестр был собран из местных музыкантов, включая Гленна Миллера в качестве тромбониста. В США Боулли много выступал на радио (на NBC вёл свою тематическую программу) и активно записывался. Песня Э. Бёрнетта «My melancholy baby», выпущенная в 1935 г., стала хитом американского периода.
В начале 1937 г. Боулли вернулся в Лондон, пел и записывался с оркестрами Мориса Уинника, Лу Стоуна, Джеральдо (псевдоним Дж. У. Брайта) и др. Весьма своеобразно – в крунерской манере – звучит песня «Moon love», представляющая собой подтекстованную главную тему из 2-й части Симфонии № 5 П. И. Чайковского (запись с оркестром Ронни Манро сделана в 1939). В 1940 г. в стиле американского свинга записана песня «It was a lover and his lass» на стихи из пьесы «Как вам это понравится» У. Шекспира (с оркестром Кена Джонсона и женским вокальным дуэтом The Henderson Twins). Последняя запись – сатирическая песня про Гитлера «When that man is dead and gone» (текст и музыка И. Берлина) – сделана в начале 1941 г. с певцом и гитаристом Джимми Месене. Всего на протяжении жизни осуществил более 1200 записей на 600 пластинках.
Эл Боулли погиб во время немецкой бомбардировки Лондона. Похоронен в общей могиле на Вестминстерском кладбище.
Исполнительский стиль в контексте времени
Боулли часто называют крунером, хотя сам он не любил этот термин и предпочитал называть свою манеру «пением в современном стиле» (англ. modern style singing) – именно так называется книга, выпущенная под его именем в 1934 г. (подлинный автор книги неизвестен). Характерные черты исполнительского стиля – глиссандирующие «подъезды» к нужным тонам мелодии, лёгкие форшлаги, едва заметное отставание от метрической сетки с последующим восстановлением регулярных тактовых акцентов. В практике довоенной индустрии звукозаписи существовала традиция: в маркировке на ярлыке пластинки фирма часто заявляла лишь оркестр «с вокальным припевом» (англ. with vocal refrain) без указания имени исполнителя. На таких пластинках ценители Боулли на слух безошибочно определяют тембр его голоса и стиль.
Наряду с традиционными воззрениями на вокальное искусство (сила голоса, чистота интонации, виртуозная техника и т. п., которые высоко оценивали посетители театров и концертных залов), в 1920-х гг. начало складываться иное представление о достоинствах пения, чему немало способствовали микрофон, мощное развитие радио- и звукозаписывающей индустрии. В этом социокультурном контексте Боулли был одной из ключевых фигур, непосредственно формировавших стандарты нового представления. Наиболее значим его союз с оркестром Рэя Ноубла. Многочисленные записи Боулли и Ноубла стали на Западе своего рода музыкальным символом «старого доброго» времени: именно так неоднократно использует «Midnight, the stars and you» С. Кубрик в фильме «Сияние» (1980). Голос Боулли звучит во многих кинофильмах и телесериалах, среди них: «Звёздный путь» (1966–1969, режиссёр Дж. Пивни; в серии «The City on the Edge of Forever», 1967, использована песня «Goodnight, sweetheart»), «Империя солнца» (1987, режиссёр С. Спилберг; песня «South of the border»), «Пуаро Агаты Кристи» (1989–2013, телесериал; песни «Love is the sweetest thing» и «By the fireside»), «Мисс Марпл Агаты Кристи» (2004–2013, телесериал; песня «Guilty»), «Амели» (2001, режиссёр Ж.-П. Жёне; песни «Guilty» и «Sweet and lovely»). Эстетика лирико-сентиментальных теноров просматривается и в советской массовой культуре 1930–1940-х гг. (В. А. Козин, Г. П. Виноградов, ранний И. Д. Шмелёв, В. А. Нечаев).
Сохранились ценные документальные фильмы, где Боулли исполняет песни «The very thought of you» и «My melancholy baby» (снято в Лондоне для британского филиала киностудии Pathé, 1934 и 1936), а также песню «Goodnight, sweetheart» (снято во время гастролей Боулли и Ноубла в Нидерландах в 1933). Многие аудиозаписи Боулли опубликованы в современных CD-компиляциях на британских лейблах Vocalion, Avid Entertainment и др.