Нимиц Честер
Ни́миц Че́стер, Честер Уильям Нимиц (Chester William Nimitz) (24.2.1885, Фредериксберг, штат Техас – 20.2.1966, остров Йерба-Буэна, Сан-Франциско, штат Калифорния), американский военно-морской деятель, адмирал флота (пятизвёздный) (1944).
Родился в семье техасских немцев. В детстве испытал большое влияние своего деда Ч. Г. Нимица (1826–1911), бывшего немецкого моряка. В 1901–1905 гг. учился в Военно-морской академии, которую окончил 7-м из 114 учеников.
Ранняя карьера
В 1905 г. начал службу в Военно-морских силах (ВМС) США в звании мидшипмэна (кандидата в офицеры). В 1905–1908 гг. служил на различных военных кораблях. В 1909–1911 гг. после краткого обучения командовал подводными лодками, в 1911–1912 гг. – 3-й эскадрой подводных лодок (совмещая с командованием подводной лодкой «Скипджек»). В 1912–1916 гг. служил офицером-инженером на военно-морских верфях в г. Гротон (штат Коннектикут) и в г. Нью-Йорк. В результате несчастного случая потерял безымянный палец на левой руке. Летом 1913 г. изучал дизельные двигатели для флота в Германии и Бельгии. В 1916–1917 гг. старший помощник и главный инженер-механик на танкере-топливозаправщике ВМС США Maumee. В период участия США в Первой мировой войне (1917–1918) служил помощником и начальником штаба командующего подводными силами Атлантического флота США контр-адмирала С. Робисона. Присвоено звание коммандера (февраль 1918).
Осенью 1918 г. назначен в канцелярию начальника штаба ВМС, стал также старшим членом Бюро проектирования подводных лодок. В 1919–1922 гг. – старший помощник на линкоре «Южная Каролина», командир крейсера «Чикаго», командующий 14-й эскадрой подводных лодок в Пёрл-Харборе (Гавайи). В 1922–1923 гг. прошёл обучение в Военно-морском колледже. Адъютант и помощник начальника штаба командующего Боевым флотом, главнокомандующего флотом США (1923–1926). В 1926 г. начал преподавательскую деятельность в Университете Калифорнии в Беркли, где занимался организацией Корпуса подготовки офицеров запаса ВМС – первого подобного рода учебного заведения в стране. Составленная им программа послужила образцом для иных подобных учреждений в США.
В 1929–1931 гг. командующий 20-й (с апреля 1931 – 12-й) эскадрой подводных лодок. В 1931–1933 гг. командир эсминца-тендера (плавбазы) «Райждел» и резервных эсминцев в Сан-Диего (штат Калифорния). В 1933–1935 гг. командир крейсера «Аугуста» – флагмана Азиатского флота США на Дальнем Востоке. В 1935–1938 гг. помощник начальника Бюро навигации в Вашингтоне (округ Колумбия), контр-адмирал (1938).
Командовал 2-й эскадрой крейсеров (1938), затем – 1-й эскадрой линейных кораблей (1938–1939). Занимался усовершенствованием заправки топливом кораблей в море, которая сыграла большую роль в будущей войне на Тихом океане. В июне 1939 г. возглавил Бюро навигации. Служа в Вашингтоне, установил тесные контакты с президентом США Ф. Рузвельтом и генералом Д. Макартуром.
Участие во Второй мировой войне
После вступления США во Вторую мировую войну назначен главнокомандующим Тихоокеанским флотом США. Получил звание адмирала (четырёхзвёздного) (декабрь 1941), минуя чин вице-адмирала. В марте 1942 г. назначен также командующим Тихоокеанской зоной Тихоокеанского театра военных действий [генерал Д. Макартур стал командующим Юго-Западной зоной Тихого океана (Австралия, Новая Гвинея, Голландская Ост-Индия и Филиппины)].
В ходе Тихоокеанских кампаний 1941–1945 гг. из своей штаб-квартиры в Пёрл-Харборе осуществлял оперативный контроль над всеми подразделениями союзников (воздушными, сухопутными, морскими) в районах своей ответственности. Занимался организацией штаба тихоокеанского командования, определением направления боевых действий, распределением ресурсов и организацией поставок. Ведение боевых операций предпочитал вверять своим подчинённым (прежде всего адмиралам У. Холси и Р. Спрюэнсу).
Несмотря на нехватку ресурсов, сумел остановить наступление Японии в регионе в ходе сражения в Коралловом море (4–8 мая 1942). Полагаясь на данные разведки, принял значительный риск и приказал атаковать превосходящий численно японский флот, что привело к успешному сражению у атолла Мидуэй (4–7 июня 1942) – поворотному пункту в войне на Тихом океане. В сжатые сроки подготовил операцию, позволившую захватить о. Гуадалканал, а затем и удержать его (7 августа 1942 – 9 февраля 1943). Тем самым закрепил переход стратегической инициативы на Тихом океане к союзникам. Отдал приказ сбить самолёт с маршалом флота Исороку Ямамото на борту: японский главнокомандующий погиб 18 апреля 1943 г.
К осени 1943 г. накопил достаточно ресурсов, чтобы иметь явное господство над Японией на море и в воздухе. В ходе регулярных дискуссий о стратегии ведения войны в регионе поддерживал главнокомандующего ВМС США адмирала Э. Кинга и его предложения по удару в центральной зоне Тихого океана. При этом старался сгладить трения с амбициозным командующим южной зоной генералом Д. Макартуром. В целом стремился гасить возникающие конфликты между флотом, армией и авиацией, между подразделениями внутри флота (морская авиация, морская пехота, подводники и начальники надводных кораблей), а также между военными и прессой.
С ноября 1943 г. руководил успешными наступательными операциями. Добился практически полного разгрома японского флота в сражении в Филиппинском море (июнь 1944). Вместе с тем допустил значительные потери в ходе высадок на атолл Тарава (в составе островов Гилберта; ноябрь 1943) и оcтрова Пелелиу и Нгесебус (в рамках Каролинской десантной операции в сентябре 1944). Старался преодолеть эти проблемы путём совершенствования артиллерийской подготовки десантных операций. В июне – августе 1944 г. захватил стратегически важные Марианские острова (Сайпан, Гуам, Тиниан), что позволило осуществлять бомбардировки Японских островов. Получил высшее звание в ВМС – адмирал флота (пятизвёздный) (декабрь 1944).
В феврале – июне 1945 г. осуществлял руководство силами ВМС США во время десантных операций на Иводзиме и Окинаве. В апреле инициировал операцию «Голод» – минирование крупных японских портов и проливов с помощью бомбардировщиков «Боинг» В-29 «Суперкрепость», – позволившую серьёзно нарушить логистику и судоходство Японии в конце войны. 2 сентября как представитель США подписал Акт о капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе.
После окончания Второй мировой войны. Отставка
С декабря 1945 по декабрь 1947 гг. занимал пост начальника штаба ВМС. Осуществил серьёзное сокращение ВМС США. При этом также уделял внимание созданию новых боеспособных подразделений и резерва флота. Поддержал проект строительства первой в мире атомной подлодки «Наутилус». На Нюрнбергском трибунале выступил в поддержку немецкого гросс-адмирала К. Дёница, заявив, что сам практиковал «неограниченную подводную войну». В итоге Дёниц был приговорён только к 10 годам лишения свободы.
В декабре 1947 г. вышел в отставку в звании адмирала флота, но фактически оставался на военной службе до самой смерти. На пенсии проживал сначала в г. Беркли (штат Калифорния), впоследствии из-за проблем со здоровьем переехал в штаб-квартиру ВМС на о. Йерба-Буэна в заливе Сан-Франциско (штат Калифорния). В городе Сан-Франциско занимал церемониальную должность специального помощника министра ВМС на Западном побережье. Содействовал установлению добрых отношений с Японией после войны. Помогал собирать средства для восстановления в качестве корабля-музея броненосца «Микаса» – флагмана флота Японии периода русско-японской войны 1904–1905 гг. Занимался общественной деятельностью, член «Богемского клуба» (общественной организации, содействовавшей культурным инициативам). Член регентского совета Калифорнийского университета (1948–1956), в котором ранее занимал должность профессора. Уполномоченный ООН по проведению предполагаемого плебисцита в Джамму и Кашмире (1949–1953) (против его кандидатуры высказывалась Индия, но поддерживал Пакистан).
Признание и память
Награждён медалью «За выдающуюся службу» ВМС США (1942) с тремя звёздами (1944, 1945, 1947) и др. Кавалер Большого креста ордена Бани (Великобритания; 1945), высший офицер ордена Почётного легиона (Франция; 1947).
Похоронен на национальном кладбище Голден-Гейт («Золотые ворота») в г. Сан-Бруно (штат Калифорния).
Имел репутацию одного из главных творцов успехов США на Тихоокеанском театре военных действий. Отличался доброжелательностью, самообладанием и дипломатичностью, но в нужные моменты проявлял твёрдость. Фонд адмирала Нимица, созданный в 1964–1971 гг., учредил в конце 1960-х гг. музей адмирала, расположенный в отеле «Нимиц», построенном его дедом в Фредериксберге (штат Техас). Ныне Исторический памятник имени адмирала Нимица – Национальный музей войны на Тихом океане. В его честь назван класс современных атомных авианосцев, первый из которых построен в 1975 г. Его имя носят ледник в Антарктиде, вершина на острове Гуам, поселение в штате Западная Виргиния, автомагистрали, библиотеки, школы, улицы, парки, военные и военно-промышленные объекты (в том числе здание Нимица-Макартура – штаб-квартира Тихоокеанского командования США).