Неофит Бозвели
Heóфит Бóзвeли (болг. Неофит Бозвели; Неофит Хилендарец, болг. Неофит Хилендарец) (1785, Котел, Османская империя, ныне Болгария – 4.6.1848, монастырь Хиландар, Афон), деятель болгарского национального возрождения, просветитель, борец за реформирование болгарской церкви.
Начальное образование получил в Котеле, продолжил на Афоне, где около 1810 г. стал монахом Хиландарского монастыря.
В 1813–1814 гг. был священником и учителем в Свиштове (ныне Болгария). Во время поездки в Сербское княжество познакомился с идеями сербских просветителей Д. Обрадовича и З. Орфелина. В 1835 г. в соавторстве с составителем и переводчиком с греческого языка учебников для болгарской школы Э. Васкидовичем издал в сербском городе Крагуевац «Славяноболгарское детоводство» – небольшую педагогическую энциклопедию в шести частях. Опираясь на методику аналогичных греческих пособий, Бозвели и Васкидович составили для болгарских школ грамматику, арифметику, географию, письмовник и поучения о моральных ценностях. Бозвели выступал за светское образование, создание общественных болгарских школ и использование в них новоболгарского языка без «турко-влахо-греческих» заимствований, за воспитание детей в патриотическом духе.
Продолжил деятельность, связанную с пробуждением национального самосознания и реформированием болгарской церкви в Тырново (ныне Велико-Тырново) и близлежащих монастырях. За своё своенравие получил прозвище «бoзвeлия» – «нeпoкopный». Трансформация в эпоху Танзимата конфессиональной политики Османской империи, начало формирования государственной доктрины османизма, ориентированной на создание нового социума, многоконфессионального по форме, но единого по своей гражданской сути, декларирование данного принципа в Гюльханейском Хатт-и-шерифе 1839 г., открыли возможность для легального достижения независимости болгарской церкви от Константинопольского патриархата (в историографии этот процесс получил название болгаро-греческий церковный конфликт). В 1840 г. старейшины болгарских общин Тырновской митрополии обратились к султану с официальной просьбой о низложении митрополита Панарета, грека по национальности, и возведении в этот сан болгарского архимандрита Неофита Бозвели. Таким образом, Порте предлагалось создать прецедент и фактически реорганизовать отлаженную схему разделения полномочий между султаном и Константинопольским патриархом, поставить под сомнение стабильность греко-православного миллета. Однако османские власти, желая использовать болгаро-греческий конфликт в собственных интересах, не выполнили требований болгар в полном объёме, назначив в 1840 г. тырновским митрополитом грека Неофита (Византийца), Бозвели же занял пост его протосингела (помощника). Отношения Бозвели с новым митрополитом не сложились. В 1841 г. по ложному доносу, включавшему в себя обвинения в организации покушения на жизнь владыки, государственной измене и связях с бунтовщиками, Неофит Бозвели был арестован и сослан на Афон, где под строгим надзором пробыл три года. В монастырях у Бозвели появилась возможность заняться литературной деятельностью, он написал полемические диалоги, обличающие фанариотское духовенство: «Пpocвeщённый евpoпeeц, Умиpaющaя Maти Бoлгapия и Сын Бoлгapин» и «Разговор соотечественников», по форме связанные с греческой и сербской просветительской литературами, а по содержанию представляющие собой обличительные памфлеты против греческого духовенства и местных чорбаджи. На Афоне Неофит Бозвели познакомился с Иларионом Макариопольским.
После бегства с Афона в 1844 г. Бозвели сблизился в Константинополе с представителем польской аристократической эмиграции, заинтересованной в ослаблении влияния Российской империи на православном Востоке, М. Чайковским. Чайковский помог Бозвели получить необходимый документ (тестере), обеспечивающий личную безопасность, и устроил аудиенцию у великого везира. Так началось сотрудничество деятелей болгарского национального движения с Портой. Бозвели и Иларион Макариопольский одновременно представили османскому правительству меморандумы с многократными заверениями болгар в лояльности власти. В своём меморандуме Бозвели заявил, что болгары, которые жили под мирным оттоманским господством, всегда были жертвами греческой и русской политики, и «взаимодействие России и Константинопольской патриархии подрывает устои и создаёт угрозу Османской империи, а значит и болгарскому народу» (Смоховска-Петрова. 1964. С. 167). В дальнейших главах меморандума автор обличал главные пороки греческих архиереев: коррумпированность, алчность, противодействие развитию образования и просвещения. В меморандумах, ставших первой программой движения за реформирование церкви, сформулированы основные желания болгар: иметь архиереев своей народности, избираемых в своих епархиях, открывать болгарские народные училища, издавать книги и газеты на родном языке, построить болгарскую церковь в столице, создавать в своих городах суды из болгар и мусульман для защиты от происков греческих архиереев, формировать независимые от патриархии делегации для подачи прошений непосредственно Порте. Лидерам национального движения не удалось организовать в Константинополе Народное собрание болгарских представителей для поддержки данных требований в силу политической незрелости болгарского общества, а также из-за распространяемых русскими агентами слухов о переходе Бозвели и Илариона в католичество. Прошение о создании в Константинополе болгарского храма было воспринято как провокация и попытка отторжения болгарской церкви от Константинопольского патриархата. Патриархат, угрожая османскому правительству осложнением отношений с Россией, добился наказания для болгарских лидеров по церковной линии. Неофит Бозвели и Иларион Макариопольский были арестованы и отправлены на Принцевы острова, а оттуда в заточение на Афон. Поданное Порте прошение с просьбой о помиловании, подписанное 2 тысячами болгарских портных султанской мануфактуры, осталось без удовлетворения. Находясь в Хиландарском монастыре, Бозвели написал своё главное литературное произведение – «Плач бедной матери Болгарии», обличающее греческих владык, ввергших болгарский народ в экономическое и духовное рабство. Проблема избавления болгарского народа от власти Константинопольского патриархата в данном сочинении приобрела общенациональный масштаб.
Скончался в заключении.