Иларион Макариопольский
Иларио́н Макариопо́льский (болг. Иларион Макариополски; в миру Стоян Стоянов Михайловски, болг. Стоян Стоянов Михайловски) [6(18).9.1812, Елена, Османская империя, ныне Болгария – 4(16).6.1875, Константинополь, Османская империя], деятель болгарского церковно-национального движения. Образование получил в родном городе, а затем в греческой школе в селе Арбанаси. Принял монашеский постриг в 1832 г. в Хиландарском монастыре, в 1833–1834 гг. учился на Афоне, в греческой школе в Карье, в школе греческого просветителя, гуманиста и философа Т. Каириса в Кидонии (ныне Ханья, о. Крит, Греция).
Желая противостоять культурному влиянию греков и развивать болгарское народное сознание, совместно с И. Добровичем создал тайное «Славяноболгарское общество любителей ученья». Во время учёбы в Афинах познакомился с Г. Раковским, выступил сооснователем в 1841 г. «Тайного македонского общества», ставившего целью организацию восстания для освобождения Болгарии. В 1841–1844 гг. продолжил обучение в престижной Великой народной школе при Константинопольской патриархии, одновременно работал писарем в патриархии. В 1844 г. познакомился с Неофитом Бозвели. Их встреча способствовала дальнейшей совместной деятельности для достижения независимости Болгарской церкви от Константинопольского патриархата (этот процесс получил в историографии название болгаро-греческого церковного конфликта).
Провозглашение летом 1837 г. султаном Махмудом II основного постулата будущей государственной доктрины османизма о равенстве подданных вне зависимости от вероисповедания и его обещание лично защищать их законные права в случае всякого рода злоупотреблений, фиксация данного принципа в Гюльханейском Хатт-и-шерифе 1839 г. привели к восприятию Порты в качестве основного союзника в легальном разрешении болгаро-греческого конфликта.
В 1844 г. в контакте с представителем польской эмиграции М. Чайковским Иларион Макариопольский и Неофит Бозвели подготовили меморандум с многократно повторяющимися заявлениями о лояльности болгар султану. В нём формулировались основные стремления болгар: право избрания собственных архиереев, получающих фиксированное вознаграждение за службу и отправляющих богослужение на болгарском языке; возможность открытия болгарских народных школ, издания болгарских газет и книг, основание болгарской церкви в Константинополе, создание в болгарских землях совместно с мусульманами «судилищ» для защиты от «греческих интриг», формирование болгарской делегации для выражения интересов перед Портой, минуя представителей Константинопольской патриархии. Меморандум стал первой программой движения за реформирование церкви. В 1845 г. Иларион Макариопольский предпринял ещё одну дипломатическую попытку апелляции османскому правительству: перевёл на болгарский и издал Хатт-и-шериф 1839 г., сопроводив его предисловием, в котором повторил желания болгар. Данные действия заставили османское правительство прислушаться к требованиям болгар и учредить комиссию по вопросам просвещения в болгарских землях, куда Илларион Макариопольский входил в качестве советника.
Активность представителей болгарской паствы Неофита Бозвели и Илариона Макариопольского вызвала раздражение Константинопольской патриархии. В результате давления, оказанного российскими дипломатами на османское правительство, лидеры церковно-национального движения были заключены в афонский монастырь. В 1848 г. Неофит Бозвели скончался, а Иларион Макариопольский, благодаря ходатайству члена общего присутствия в Азиатском департаменте МИДа, российского путешественника, православного писателя и историка церкви А. Н. Муравьёва перед российским посланником в Константинополе В. П. Титовым, спустя 2 года был освобождён и вернулся в Константинополь.
В 1851 г. Иларион Макариопольский участвовал в составлении устава первого болгарского храма в Константинополе (деревянная церковь Святого Стефана освящена в 1849); за местной болгарской общиной признавались права отдельной епархии во главе с епископом. С 1852 по 1854 гг. был представителем Афонских монастырей в Константинополе.
После подписания в 1856 г. султанского фирмана Хатт-и-хумаюна, гарантировавшего полное правовое равенство мусульман и иноверцев в сферах налогообложения, исполнения воинской повинности, образования, при назначении на административные и судебные должности, Иларион Макариопольский стал епископом болгарской общины с правами отдельной епархии в Константинополе. Фирманом предполагалось ограничить правовые прерогативы духовенства и реформировать систему миллетов, что давало болгарскому церковному движению возможность стать легитимным по форме и методам, трансформироваться в движение за выход из греко-православного миллета и учреждение нового – болгаро-православного.
В апреле 1860 г. Иларион Макариопольский инициировал акцию, известную как Великденская. Во время праздничной пасхальной литургии в болгарской церкви в Константинополе вместо принятого упоминания имени патриарха все присутствовавшие начали скандировать: «Не желаем греческого патриарха»; детский хор исполнил специально подготовленную для данного случая хвалебную песню во славу султана, а во время вечерней службы Евангелие читалось на различных языках при исключении греческого, что фактически означало церковный раскол. На следующий день община торжественно передала Порте прошение об учреждении независимой церкви, под которым стояло около 1000 подписей. Пример константинопольских болгар был поддержан повсеместно в болгарских землях, провозгласивших Илариона Макариопольского главой православных болгар. Собравшийся в Константинополе Священный Синод не был удовлетворён объяснениями Илариона Макариопольского, ссылавшегося на требования народа. Однако составленный патриархом такфир (обвинение в неверии, представление Порте), требовавший гражданского наказания для Илариона, был оставлен османским правительством без последствий. Тогда Константинопольская патриархия лишила Иллариона Макариопольского епископского сана и сослала на Афон (1861–1864). Перед отправлением в ссылку Илларион подготовил послание «Завет болгарскому народу», в котором призвал к твёрдости и единству в борьбе за справедливое дело.
В 1870 г., после учреждения Болгарского экзархата, Иларион Макариопольский стал членом Временного смешанного экзархийского совета и первого Синода, был одним из кандидатов на пост главы экзархата, но его кандидатуру отвергла Порта. В 1872 г. Священный Синод Константинопольского патриархата, объявивший Болгарский экзархат состоящим в расколе (схизме), предал вечной анафеме епископа Илариона Макариопольского.
В 1872 г. он был рукоположен митрополитом в Тырнове, уделял особое внимание церковно-просветительской деятельности, в 1874 г. стал основателем Петропавловской духовной семинарии в селе Лясковец, активизировал деятельность меценатов в сфере образования.