Не препятствие призванию. Музыканты с травмами и заболеваниями рук
Не препятствие призванию. Музыканты с травмами и заболеваниями рук. История знает множество примеров, когда представителям разных областей искусства, науки, спорта в результате травм, ранений, заболеваний приходилось преодолевать физические, моральные и прочие трудности для продолжения своей профессиональной деятельности. И многие из них более чем успешно с этим справлялись.
Немало таких людей и среди музыкантов. Часто подобные обстоятельства остаются «за сценой» и не известны широкой публике. С одной стороны, это правильно: рассмотрение личности художника и интерпретация его наследия под таким углом зрения чреваты тем, что профессиональные достижения неизбежно окажутся на заднем плане. Такого рода перекосы можно наблюдать не только в жёлтой прессе, порой и увлечённые любители музыки делают чрезмерный упор на физические изъяны, с которыми музыканту приходилось бороться. Так, например, широко распространено гипертрофированно-искажённое освещение ситуации с глухотой Л. ван Бетховена. С другой стороны, всё же не стоит забывать о превратностях судьбы конкретного композитора и исполнителя, ведь это может послужить значительным стимулом для тех, кто оказался в схожих жизненных обстоятельствах.
Так, вполне вероятно, что прославленный австрийский пианист П. Витгенштейн, лишившийся правой руки после фронтового ранения во время Первой мировой войны 1914–1918 гг., знал о блестящей карьере однорукого пианиста – венгерского аристократа Г. Зичи. Потеряв правую руку ещё в юности в результате несчастного случая на охоте, Зичи упорными занятиями достиг выдающейся техники левой руки в игре на фортепиано. Высокую оценку его достижениям как пианиста и композитора дал его друг и учитель Ф. Лист, сделавший для него переложение для левой руки своей фортепианной пьесы «Ungarns Gott» («Бог Венгрии»).
Пример знаменитого французского джазового гитариста Джанго Рейнхардта, в 18-летнем возрасте после пожара лишившегося возможности действовать двумя пальцами левой руки, вдохновил Тони Айомми. Музыкант потерял фрагменты крайних фаланг на среднем и безымянном пальцах правой руки в результате несчастного случая на металлургическом заводе, где работал. Для Тони – левши, играющего на особой левосторонней гитаре, – травма пальцев именно правой руки, зажимающей струны на грифе, могла оказаться катастрофической. Он экспериментировал с самодельными протезами, выработал собственную технику игры. В итоге, достигнув значительных высот как гитарист и композитор, он стал одной из ключевых фигур, определивших развитие тяжёлой музыки.
Многие музыканты оказались в обстоятельствах, ставящих под вопрос даже саму возможность владения инструментом, когда ещё только начинали учиться своему делу. Однако, преодолев огромные трудности, некоторые из них достигли выдающихся результатов. В их числе – гитарист-виртуоз мирового уровня С. Д. Орехов, боровшийся с полиартритом, который у него развился во время службы в армии. Орехов стал наиболее известным исполнителем на семиструнной русской гитаре 2-й половины 20 в.
Существенную поддержку музыкантам, вынужденно владеющим только левой рукой, оказывали композиторы, создававшие специальный фортепианный репертуар по собственной инициативе или по заказу. Известные произведения для левой руки создали П. Хиндемит (Фортепианный концерт op. 29, 1923), Б. Мартину (Концертино для фортепиано с оркестром, 1926), М. Равель (Второй фортепианный концерт, 1930), С. С. Прокофьев (Четвёртый фортепианный концерт op. 53, 1931), Б. Бриттен (Фортепианный концерт «Diversions» op. 21, 1940).