Назарьян Сантьяго
Назарья́н Сантья́го, Сантьяго Назарян (Santiago Nazarian) (род. 12.5.1977, Сан-Паулу), бразильский писатель армянского происхождения. Сын художника Г. де Фария и писательницы Э. Назарьян. В 1999 г. окончил школу социальных коммуникаций Университета Сан-Паулу «Фонд Арманду Алвариша Пентеаду» (Fundação Armando Alvares Penteado, FAAP), одного из самых престижных учебных заведений Бразилии. Работал книготорговцем, редактором, копирайтером в рекламных агентствах, преподавателем и переводчиком с английского языка, сценаристом на телеканалах, занимался боди-артом, много путешествовал по странам Латинской Америки.
В 2003 г. дебютировал романом «Оливио» («Olivio», первое место литературного конкурса Фонда имени Конрадо Весселя). На формирование художественной манеры Назарьяна значительное влияние оказало творчество Э. Т. А. Гофмана, О. Уайльда, Т. Манна, американского писателя Д. Купера, западная сказочная традиция (в том числе братьев Гримм), манера письма бразильских авторов Ж. Ж. Нола (1946–2017), М. Фрейри, Л. Кардозу (1912–1968), Ж. С. Тревизана (род. 1944), К. Ф. Абреу (1948–1996). Сам Назарьян назвал свой авторский стиль «гротескным экзистенциализмом», в котором присутствуют элементы классики, готики, сюрреализма, поп-культуры и литературы ужасов (The Bizarre Existentialism of Santiago Nazarian // The Armenian Mirror-Spectator).
Автор романов «Безымянная смерть» («A morte sem nome», 2004), «Отдых от самого себя» («Feriado de mim mesmo», 2005), «Пережёвывая человекоподобных» [«Mastigando humanos», 2006; книга включена в Программу национальной школьной библиотеки (2008) и в список обязательного чтения для вступительного экзамена в Государственный университет Параибы (2013)], «Дом, тоска и слепой ребёнок» («O prédio, o tédio e o menino cego», 2009), «Порнопризрак» («Pornofantasma», 2011), «Проклятые парни» («Garotos Malditos», 2012), «Биофобия» («Biophobia», 2014), «Тёмный снег» («Neve negra», 2017). Проза Назарьяна обращена к экзистенциальным проблемам, в том числе к «исчезновению» индивидуальности и человеческих взаимоотношений в условиях мегаполиса и глобализированного мира; ей присущи чёрный юмор, обилие символов и метафор, замысловатое переплетение воображаемой и документальной реальности, а также жёсткий анализ психологии современного человека.
В 2015 г. совершил поездку в Армению, где собирал информацию и свидетельства о геноциде армян в 1915–1923 гг. на территории Османской империи. Итогом разысканий стал роман «Вера в аду» («Fé no Inferno», 2020); онлайн-презентация книги, прошедшая 15 июля 2020 г., вызвала многочисленные отклики армянской диаспоры.
В 2019 г. Назарьян обратился к детской литературе (роман «Вечеринка мёртвого дракона»; «A Festa do Dragão Morto», 2019).
Творчество Назарьяна получило широкое признание критики и читающей публики. В 2007 г. на Международной книжной ярмарке в Боготе Назарьян вошёл в число 39 лучших латиноамериканских писателей в возрасте до 39 лет. В 2010 г. влиятельная бразильская газета O Globo назвала его одним из самых интересных дебютантов в литературе Латинской Америки за последнее десятилетие. Его романы переведены на испанский, итальянский, немецкий и сербский языки.