Национальный туристский маршрут «С умыслом про промыслы»
Национа́льный тури́стский маршру́т «С у́мыслом про про́мыслы», региональный маршрут, проходящий по трём районам Нижегородской области – Городецкому, Семёновскому и Воскресенскому – и г. Нижний Новгород.
Маршрут утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 621 от 6 сентября 2023 г. «Об определении туристских маршрутов в качестве национальных туристских маршрутов».
Концепция маршрута
Идея маршрута заключается в знакомстве с народными художественными промыслами Нижегородской области, являющимися составной частью историко-культурного наследия региона и страны. Предполагает посещение центров бытования народных художественных промыслов, знакомство с «секретами» работы, бытом и традициями мастеров, участие в мастер-классах и создание собственного изделия.
Содержание маршрута основано на уникальном ресурсном потенциале территории и на традициях регионального туризма, к которым относятся:
отражение региональной ресурсной уникальности культурного комплекса местных сообществ;
рост влияния туризма как доступного, популярного и эффективного инструмента развития современного человека;
доступность и вариативность реализации культурно-познавательных потребностей местного населения и гостей региона;
стремление поддержать развитие ремёсел и промыслов местных сообществ, сохранение традиционной системы расселения, духовности, открытости и творчества.
Уникальность маршрута и его тематическая направленность
Тематическая направленность маршрута – культурно-познавательная.
В основную программу маршрута включены: знакомство с народными художественными промыслами, являющимися национальными российскими брендами (городецкие роспись и золотная вышивка, семёновская и хохломская роспись); посещение музейного квартала (в частности, музеи «Городецкий пряник», «Галерея добра», «Терем русского самовара», краеведческий), музейного комплекса имени Александра Невского в г. Городец, музейно-туристского комплекса «Град Китеж» в селе Владимирское, озера Светлояр, музеев г. Семёнов.
Начинается и заканчивается маршрут в Нижнем Новгороде – городе, объединяющем региональные традиции народного творчества и современность.
Маршрут строится как система раскрытия видового разнообразия ремёсел и промыслов в местах их традиционного бытования, определённых ресурсным и поликультурным потенциалом местных сообществ. Движение по маршруту предполагает постепенное погружение туриста в «секреты ремесла», среду проживания мастеров, их традиции, быт, культурные коды, эволюцию производственных циклов изготовления изделий от времени возникновения к современности и участие туриста в этом эволюционном пути развития, вплоть до создания своего собственного «шедевра».
Проект представляет основные виды нижегородских художественных промыслов в новом современном культурном контексте, таким образом включает их в жизненное пространство современного человека, пробуждая интерес к традиционной народной культуре Нижегородской области. Региональное разнообразие ресурсов маршрута позволяет решить ряд актуальных для современного общества задач:
формирование целостного представления о народных художественных промыслах и своеобразии мест их традиционного бытования;
вовлечение народных художественных промыслов в межкультурный диалог с другими регионами и странами, отраслевое развитие региона;
сохранение уникальности комплекса народных художественных промыслов в традиционной системе расселения и культуре местных сообществ;
позиционирование народных художественных промыслов в качестве одной из визитных карточек региона.
Регион путешествия
Маршрут пролегает по территории Нижегородской области, где сохранились и развиваются около 20 ремёсел и промыслов. Считается, что предпосылками их возникновения были наличие природных ресурсов (дерево, глина и др.) и своеобразный синтез культур, основанный на этнокультурном взаимодействии народов (более 30 национальностей), населявших регион.
Перемещение по маршруту проходит по таёжным и смешанным лесам на территории низменного Левобережья (Заволжья) Нижегородской области. В него включены основные центры заселения и освоения, пункты развития ремёсел и промыслов: Нижний Новгород, Городец, Семёнов.
Кроме включённых в основную программу маршрута населённых пунктов, на территории области самостоятельно можно посетить центры развития следующих ремёсел и промыслов: художественная обработка металла (казаковская филигрань в селе Казаково в Вачском районе, ножевой промысел в городах Павлово и Ворсма), художественные изделия из ткани (нижегородский гипюр в г. Чкаловск и селе Катунки в городском округе город Чкаловск, балахнинское кружевоплетение в г. Балахна), изделия из камня в селе Борнуково в Бутурлинском округе, из кости в посёлке городского типа Варнавино, из кожи и глины в г. Богородск.
Общая характеристика маршрута
Отправной точкой маршрута является Нижний Новгород, где программа включает объект культурного наследия федерального значения – Нижегородский кремль. Маршрут проходит по трём районам традиционного развития народных художественных промыслов – Городецкому, Воскресенскому и Семёновскому, которые представляют собой одну из форм проявления региональной традиции народного творчества и являются неотъемлемой частью культурного наследия местного сообщества, во многом определяют «лицо» региона, являясь его брендом. Значимость народных промыслов для Нижегородской области подтверждается установлением Дня народных художественных промыслов Нижегородской области (закон Нижегородской области № 813 от 4 июня 2013), который отмечается в предпоследнее воскресенье июня.
Основные параметры маршрута
Базовый маршрут рассчитан на 4 дня (предпочтительными сезонами являются весна-лето и лето-осень). Протяжённость основного маршрута – 320 км. Маршрут – кольцевой: г. Нижний Новгород – г. Городец – село Владимирское – г. Семёнов – г. Нижний Новгород.
В основную программу маршрута включены экскурсии по 9 музейным комплексам, 3 фабрикам народных художественных промыслов. По средствам передвижения маршрут – комбинированный (автобусный, пешеходный).
Маршрут вариативен (маршрут-конструктор), что позволяет реализовывать его в форме отдельных самостоятельных путешествий с различной продолжительностью, соответствующим выбором видов промыслов и мест их традиционного бытования. По желанию туристы могут составить индивидуальный тур разной продолжительности (от 1 до 4 дней). Целевая аудитория – от школьников до людей старших возрастов; рассчитан на российских и иностранных туристов. Предназначен как для массового, так и для индивидуального туризма.
Программа тура:
День 1. Нижний Новгород [обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по исторической части Нижнего Новгорода; экскурсия по Нижегородскому кремлю, усадьбе Рукавишниковых (главное здание Нижегородского музея-заповедника); посещение Чкаловской лестницы, пешеходной улицы Большая Покровская]; ночлег в г. Нижний Новгород.
День 2. Экскурсия в г. Городец (музеи: «Городецкий пряник», «Галерея добра», «Терем русского самовара», краеведческий; музейный комплекс «Город мастеров»; мультимедийный комплекс имени Александра Невского; фабрики «Городецкая роспись», «Городецкая золотная вышивка»); ночлег в г. Городец.
День 3. Экскурсия в село Владимирское в Воскресенском районе (музей «Град Китеж», озеро Светлояр, сырно-молочный кластер «Светлоярское» в природном парке Воскресенское Поветлужье); переезд в г. Семёнов.
День 4. Экскурсия в г. Семёнов (фабрика «Хохломская роспись», музей народного быта «Дом Семёна-ложкаря», музейно-туристический центр «Золотая хохлома»; фабрика «Семёновская роспись»); переезд в Нижний Новгород.
Экскурсионные маршруты в центры бытования народных художественных промыслов – Городец, Семёнов, село Владимирское – существуют более 50 лет. Статус национального маршрут приобрёл в 2023 г.
Описание маршрута
В культурно-познавательном туризме часть основных объектов (природные, археологические, архитектурные, религиозные, культурные и пр.) являются неперемещаемыми, и знакомство с ними требует путешествия в места их размещения. Изделия народных промыслов вполне перемещаемы, однако для того, чтобы познать истоки, глубину, своеобразие того или иного ремесла, его роль в жизни местного сообщества, необходимо отправиться в места их традиционного бытования. Для туриста такие путешествия являются погружением в мир ремесла, необходимым для понимания роли и места этого ремесла в жизни, принадлежности к той или иной культуре, региону, стране.
Нижний Новгород
Маршрут начинается с административного центра области, основанного владимирским князем Юрием Всеволодовичем в 1221 г. Экскурсия проходит по исторической части города: Нижневолжская набережная, Рождественская улица с церковью Собора Пресвятой Богородицы (Рождественская церковь) в т. н. строгановском стиле (начало 18 в.), собор Святого Александра Невского (1868–1881, самый высокий храм Поволжья – 87 м, объект культурного наследия федерального значения), смотровые площадки, откуда открываются виды на Волгу, Нижегородская стрелка [слияние рек Ока и Волга с пакгаузами (металлические ажурные конструкции 19 в., объект культурного наследия регионального значения), район Нижегородской ярмарки (крупнейшей ярмарки Российской империи)].
Нижегородский кремль (1500–1515) расположен на правом высоком берегу, в месте слияния рек Волга и Ока. Северо-западная часть кремля спускается почти к подножию склонов, юго-восточная часть выходит на площадь Минина и Пожарского, а юго-западная возвышается над глубоким Почаинским оврагом, Зеленским съездом и площадью Народного Единства. На территории кремля находятся собор Архангела Михаила (1628–1631), церковь Святого Симеона Столпника (1743, восстановлена), Нижегородская государственная академическая филармония имени М. Л. Ростроповича (бывшие Присутственные места, конец 18 в.), обелиск в честь Кузьмы Минина и князя Д. М. Пожарского (1826–1828) и др.
Усадьба Рукавишниковых на Верхневолжской набережной (1875–1877, ныне филиал Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника) является одним из архитектурных памятников города, объектом культурного наследия федерального значения. Дом С. М. Рукавишникова построен в стиле необарокко, экспозиция знакомит посетителей с историей известной купеческой династии, оставившей след в истории Нижнего Новгорода и России в целом.
От Георгиевской башни Нижегородского кремля к набережной в 1944–1949 гг. возведена Чкаловская лестница (архитекторы Л. В. Руднев, В. О. Мунц, А. А. Яковлев), которую называют Нижегородским аттракционом «На Чкаловской лестнице». Лестница заложена в честь победы в Сталинградской битве, в верхней части сооружения установлен памятник В. П. Чкалову (1940). Построена в виде восьмёрки и состоит из 560 ступеней, если считать обе стороны «восьмёрки». Количество ступеней от низа до верха составляет 442 по правой стороне. В местах пересечений боковых спусков – 2 смотровые площадки. Внизу находится памятник катеру «Герой». Прогулка по лестнице требует немало физических сил, но предоставляет возможность увидеть многослойные панорамы города и реки.
Прогулка по пешеходной части Большой Покровской улицы знакомит туристов с главной улицей Нижнего Новгорода. До 1917 г. она именовалась в народе «Дворянской» из-за расположения на ней усадеб генералитета, княжеских родов, наместника, вице-губернатора и других сановных чинов. Многие исторические здания сохранились поныне. Улица связывает 4 площади: Минина и Пожарского, Театральную, Горького, Лядова. Здесь расположен Музей истории художественных промыслов Нижегородской области (в составе Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника; около 4 тыс. произведений народного искусства).
Городец
Знакомство с городом, расположенным на западе Нижегородской области, проходит во время пешей прогулки по историческому центру города. Городец – один из древнейших русских городов на Средней Волге, возник в середине 12 в. как крепость для защиты Северо-Восточной Руси от нападений волжских булгар. Ныне развивается как центр туризма, чему способствуют фестивали «Городец – музейная столица» (с 2003), «Мастеров народных братство» (с 2002), «Городец – 21-й век», создание музейно-туристического комплекса «Город мастеров» (2010). В т. н. музейном квартале с исторической купеческой застройкой располагается Городецкий историко-художественный музейный комплекс (2005; 21,4 тыс. единиц хранения; среди наиболее ценных коллекций – городецкая роспись, нижегородская глухая резьба, рукописные книги); в его составе – Городецкий краеведческий музей (1918, с 1920 расположен в особняке И. П. Облаева; экспозиции посвящены историческим и современным народным художественным промыслам города, в том числе уникальной золотной вышивке, интерьерам купеческого и старообрядческого быта и др.), музей «Дом графини Паниной» (основан в 2005 в главном доме усадьбы Паниных), музей «Городецкий пряник» (основан в 2008; расположен в доме крестьянина-старообрядца С. Ф. Тряпкина). Здесь же работают музеи: «Галерея добра», «Терем русского самовара», «Городец на Волге», мультимедийный имени Александра Невского. Великий князь владимирский Александр Невский умер в Городце, в музее создано 6 тематических залов («Летописцы», «Нашествие», «Городец», «Александр Невский», «Монашеская келья» и «Наследие»), которые раскрывают роль Александра Невского в русской истории, а также знакомят гостей с прошлым Городца и летописями.
Из музейного квартала по металлической лестнице можно спуститься в специально построенный деревянный терем, воссозданный в традициях русского деревянного зодчества, – современный музейно-туристический комплекс «Город мастеров», где размещены ремесленные мастерские, образцы одежды, деревянной архитектуры 16–19 вв. – от княжеского терема до крестьянской избы. В мастерских посетители получают возможность ознакомиться с историей народных художественных промыслов и принять участие в процессе изготовления глиняной игрушки и городецкой росписи. Здесь же возможно попробовать городецкий пряник с иван-чаем.
В Городце находится фабрика «Городецкая роспись» (ведёт историю с 1937 от мастерской в деревне Курцево; с 1950 – артель «Стахановец», с 1960 – современное название). Городецкая роспись – русский народный художественный промысел, сложился с середины 19 в. в Городце и его окрестностях. Мастера на узорах отображали быт, нравы, образы, связанные с Городцом. Со временем роспись стала художественным воплощением культуры и колорита Городца и его окрестностей. Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали жёлтым, красным или чёрным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей. В городецких росписях основное впечатление дают жанровые сцены: это быт крестьянства, купечества. Все изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Значительное место занимают цветочные мотивы – пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Отличительная особенность городецкой росписи заключается в использовании ярких красок (красной, зелёной, синей, чёрной, коричневой и белой), применении контурной обводки отдельных элементов композиции и белых штрихов, придающих композиции законченный и объёмный вид. На фабрике проводятся экскурсии с посещением музея и иконописной мастерской.
Предприятие «Городецкая золотная вышивка» (2006; ведёт историю от городецкой артели «Красный швейник», 1930; с 1960 – Городецкая строчевышивальная фабрика, закрыта в 1990-е гг.) сохраняет традиции золотного шитья. Изначально вышивку принесли на нижегородские земли старообрядцы. Крупным промысловым центром золотной вышивки в Нижегородской губернии стал Городец. Излюбленные мотивы золотного шитья – цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда. Часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы павы, барса. Использовались традиционные орнаменты на одежде из натуральных материалов – хлопка, льна, шёлка, шерсти. В орнаменте городецких вышивальщиц нередко присутствовала виноградная гроздь – символ благополучия. Сохранившиеся в музейных коллекциях предметы дают основания считать, что золотное шитьё существовало на территории Нижегородского области в виде промысла; начиная с 17 в. центрами промысла являлись крупные сёла на берегу Волги, к числу наиболее известных принадлежат Городец и Лысково. Нижегородская вышивка была, как правило, многослойной, рельефной, с характерным растительным орнаментом из цветов и завитков трав. Золото применялось для изготовления нитей лишь в начале развития промысла. Со временем оно заменялось либо тонкой позолотой металлической основы, либо материалами, имитирующими золото, поэтому вышивка называется «золотная», т. е. изображающая драгоценный металл.
Село Владимирское
Расположено в Воскресенском районе области, является административным центром Владимирского сельсовета. Название получило в 17 в. по названию престольного праздника церкви Владимирской иконы Божией Матери. Стоит на левом берегу небольшой реки Люнда (приток реки Ветлуга, бассейн Волги), в 1 км восточнее озера Светлояр (памятник природы федерального значения). Территория является объектом культурного наследия муниципального значения «Культурно-ландшафтный комплекс "Озеро Светлояр и село Владимирское"».
Музейно-туристский комплекс «Град Китеж» расположен в здании, построенном в стиле княжеского терема 17 в. Сектор керамики «Град светлый» предлагает 3 экспозиции: древней славянской культуры и её символов, православных символов и авторской керамики. В составе комплекса – историко-художественный музей «Китеж», где особую роль играют экспозиции о ремёслах Владимирского и Воскресенского районов: гончарном, льнообработке, рогожном, ткацком, столярном. В селе туристы знакомятся с интерактивной программой «Хлеб и гусли старой Руси» по искусству выпечки ржаного хлеба в печи .
Церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери (1766) – одна из старейших деревянных построек Нижегородского Поволжья. Открыта для посещения с мая по октябрь.
Озеро Светлояр расположено на территории природного парка Воскресенское Поветлужье. Размеры озера – 470 м с юга на север и 350 м с востока на запад. Глубина достигает 33 м. Дно покрыто илистыми осадками толщиной около 8 м. Высота поверхности над уровнем моря – 109 м. С южной стороны озера располагаются образующие дугу холмы, между которыми пролегают овраги. Самая глубокая точка озера находится в южной части, где дно образует впадину в виде воронки. От обрывистого южного берега наблюдается довольно крутой спуск, представляющий собой как бы продолжение высоких холмов. Севернее котловины на глубине 22–24 м располагается пологая площадка. Вода в озере чистая и холодная, прозрачность до 5 м. Чистота воды объясняется родниковым питанием и наличием прямого стока в реку Люнда (озеро соединено с рекой ручьём). Существует много преданий, связанных со святостью самого озера. Издревле считалось, что его вода имеет целебные свойства, особенно если набрать её в день памяти Владимирской иконы Божией Матери. Согласно другому поверью, от любых болезней можно исцелиться, обойдя озеро три раза ночью в день того же праздника.
С озером Светлояр связана легенда о Граде Китеже. Согласно легенде, князь Юрий Всеволодович возвёл на Волге Малый Китеж, а затем в Ветлужских лесах – Большой. Малый впоследствии получил название Городца, а Большой Китеж исчез в глубинах озера Светлояр во время монгольского нашествия. В одном варианте легенды говорится, что город вместе с жителями был укрыт от монголов водами озера Светлояр.
На холме над озером находится церковь-часовня Казанской иконы Божией Матери. Рядом можно увидеть уникальный камень с впечатанным в него углублением. Согласно легенде, этот след оставила Богородица. К церкви и священному камню часто приезжают паломники.
Посещение сырно-молочного кластера «Светлоярское» в природном парке Воскресенское Поветлужье, где находится ферма свободного, беспривязного содержания коров; проводятся экскурсии, рассказывающие о местных традициях, о кормах и выращенных в границах парка луговых травах, итальянских и французских сырах, проходят дегустации сыров собственного производства.
Семёнов
Семёнов (город с 1779), административный центр городского округа Семёновский, расположен на реке Санохта (приток реки Керженец, бассейн Волги), в 69 км к северо-востоку от Нижнего Новгорода. Возник в 1-й половине 17 в., центром старообрядчества стал после реформ патриарха Никона 1650–1660-х гг.
Исторический центр города сохраняет центральнолучевую планировку, чем напоминает план Парижа. Центр Семёнова в основном застроен каменными зданиями, среди которых старообрядческая церковь Святого Николая Чудотворца (1912). Город сохранил колорит старообрядчества, который отражён в произведениях П. И. Мельникова-Печерского. Основным промыслом жителей Семёнова была доработка деревянных изделий.
Фабрика «Хохломская роспись» (с 1924 – объединение «Кустарь-художник», с 1931 – артель «Экспорт», с 1950 – артель «Хохломская роспись», с 1960 – фабрика «Хохломская роспись», с 2002 – ордена «Знак Почёта» АО «Хохломская роспись») – один из крупнейших производителей изделий народно-художественных промыслов в России, производит более 2 тыс. наименований изделий (посуду, ложки, мебель, сувениры). Хохломская роспись – русский народный промысел. Возник в 17 в. на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и в 18 – начале 20 вв. везли её для продажи в крупное село Хохлома Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома́».
На территории фабрики находится Музейно-туристический центр «Золотая Хохлома», где представлена коллекция предметов, расписанных хохломскими узорами 19 – 1-й половины 20 вв. Среди выставленных эксклюзивных предметов – царский трон и обеденная утварь с царской символикой. Проводится мастер-класс росписи матрёшки или ложки. В 2013 г. на территории фабрики в виде крестьянского дома конца 19 в. был открыт музей народного быта «Дом Семена Ложкаря», где воссоздана атмосфера жилища зажиточного ремесленника 18 в. Здесь можно поучаствовать в изготовлении деревянных фигур, соткать холст, познакомиться с коллекцией вышедших из употребления предметов хозяйства и быта.
Фабрика по производству изделий народных художественных промыслов «Семёновская роспись» (в 1932 основана как артель имени Калинина, ныне «ТД Семёновская роспись») располагает собственным музеем матрёшки. Народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился в Нижегородской губернии в начале 20 в. Брови на личике куколки выписывали дугой, глаза рисовали широко раскрытыми, а носик – двумя маленькими точками. Далее обрисовывали платок с узелком и двумя кончиками, намечали ручки, фартучек, красили сарафан и прописывали букет. В росписи цветов на платке и переднике предпочитали красно-алый, малиновый, сиреневый, синий и зелёный цвета. Семёновская матрёшка – это кукла с большим объёмом незакрашенных деревянных поверхностей и роскошным букетом крупных сказочных цветов, гармонично расположенных на фартуке. Коллекция музея матрёшки представлена детскими игрушками, созданными в старинных традициях.