#Ислам в Центральной АзииИслам в Центральной АзииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИслам в Центральной АзииИслам в Центральной АзииНайденo 5 статейРелигиозные учения, доктриныРелигиозные учения, доктрины СуфизмСуфи́зм, аскетически-мистическое направление в исламе, включающее как учение, так и аскетическо-созерцательные практики, образ жизни последователей и их объединения. Термин «суфизм» появился в начале 9 в.; в течение 9 в. были разработаны учение и мистические практики суфизма, создан ряд суфийских школ. В основе суфийского учения лежит идея о пути к Богу и спасению в будущей жизни (араб. «тарика»), который подразделяется на несколько этапов. Для суфизма характерно представление об имманентном присутствии Бога в земном мире и о возможности интуитивного познания Бога. Учение суфизма развивали такие авторы, как Газали, Ибн аль-Араби, Хасан аль-Басри и др. Суфийские ритуалы включают 2 основных вида духовных музыкальных практик: сама (слушание) и зикр. В рамках суфизма возникла система братств, возглавляемых шейхами. В суфизме распространено почитание святых. Суфизм существует по настоящее время и имеет как сторонников, так и противников.Религиозно-философские школы, направления, движения ХанафитыХанафи́ты, последователи ханафитского мазхаба, одного из четырёх основных суннитских направлений исламского права. Наиболее многочисленная из суннитских правовых школ, последователи которой проживают в Турции, Египте, Сиро-Ливанском регионе, Марокко, Пакистане, Центральной Азии, на Балканах, а также в Бангладеш и некоторых регионах России, Китая и Индии.Подвижники ИшанИша́н, наименование, которое использовалось в Центральной Азии и Волго-Уральском регионе России для обозначения шейха, муршида (учителя или наставника в суфизме) в отличие от мюрида (ученика), а также для обозначения потомка какого-либо ишана или суфийского шейха. Совокупность социальной, духовно-нравственной деятельности ишана именуется ишанизмом. Как заметный социальный слой ишаны проявили себя в 15–20 вв. в Центральной Азии, позднее, в 18–19 вв., стали заметны в Волго-Уральском регионе. Изначально тесно связанная с идеями и практиками различных суфийских течений, со временем деятельность ишанов во многом трансформировалась в ритуально-обрядовые действия, зачастую лишённые просветительского содержания.Религиозно-философские школы, направления, движения ИшанизмИшани́зм, совокупность специфических социальных и духовных практик ишанов и их последователей, связанная с суфийской традицией и бытованием ислама внутри мусульманских сообществ в России и странах Центральной Азии в новое и новейшее время, т. н. поздний суфизм. Специфическими чертами ишанизма следует считать: неоднородность ишанов как элитарного социального слоя, разнонаправленность их общественных интересов, частичный отказ от философско-мистической составляющей суфизма в пользу обрядовой стороны учения и обрядовых практик. Ввиду многозначности явления и разнообразия практик его носителей-ишанов и их последователей момент возникновения зафиксировать затруднительно. Максимальное распространение имел в 18 – начале 20 вв. в Туркестане и в Волго-Уральском регионе Российской империи. Во 2-й половине 20 в. переживал упадок. В 2010–2020-х гг. возрождается в ряде государств Центральной Азии.Религиозные ордена НакшбандийаНакшбанди́йа, одно из самых известных и широко распространённых суфийских братств. Эпонимом является Накшбанд, заложивший основы организации братства. Накшбандийская традиция считает основателем братства Юсуфа аль-Хамадани (ум. 1140), а через него возводит цепочку к Баязиду Бистами.