Нагарэ Масаюки
Нага́рэ Масаю́ки (流政之) (14.2.1923, префектура Нагасаки – 7.7.2018, г. Такамацу, о. Сикоку), японский скульптор.
Получил традиционное самурайское воспитание, в храмах Киото изучал синтоизм и боевые искусства. Тогда же были заложены основы глубокого понимания японских художественных традиций, которое Нагарэ отразил в своём творчестве. В 1941–1942 гг. Нагарэ Масаюки учился в Университете Рицумэйкан в Киото (основанном в 1900 его отцом, Накагавой Кодзюро). В 1943–1945 гг. был военным лётчиком. В 1946–1951 гг. путешествовал, самостоятельно изучая японскую скульптуру, керамику и традиционную пейзажную живопись. Произведения Нагарэ из дерева и металла экспонировались на его первой персональной выставке в Токио (1955), посвящённой памяти японских и американских пилотов, погибших во Второй мировой войне 1939–1945 гг.
С 1957 г. посвятил себя абстрактной каменной скульптуре, стремясь к воплощению динамичности форм и выражению гармонии противоборствующих сил (принципа инь и ян); его стиль заключается в создании контраста между грубой необработанной поверхностью и гладко отполированными плоскостями камня. Бо́льшая часть произведений Нагарэ выполнена в граните («Принятие», 1960, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «От разума к разуму», 1965, Художественный музей Северной Каролины); работает также с бронзой («Приблизься», 1989, установлена у Международного конференц-центра в Хиросиме) и сталью («Bachi», 1999–2000, установлена на территории Университета Миссури в Сент-Луисе).
В 1962 г. Нагарэ получил заказ на настенную композицию для павильона Японии на Всемирной выставке 1964 г. в Нью-Йорке («Stone crazy», 1964); в 1962–1975 гг. много работал в США, в том числе создал композицию из двух пирамид «Облачная крепость» (1969–1975, гранит; установлена у Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, разрушена во время теракта 11 сентября 2001).
Нагарэ Масаюки. Облачная крепость. 1972.Среди ландшафтных работ Нагарэ – сад камней на крыше святилища секты Тэнрикё в Токио (1962), сочетающий японские традиции и современные приёмы, и «Сад танца» на историческом постоялом дворе Асаба в префектуре Сидзуока. Исполнял также книжные иллюстрации («Римская весна миссис Стоун» Т. Уильямса, 1953).