Лаг (навигационный прибор)
Лаг (от голл. log), навигационный прибор для определения скорости судна и пройденного им расстояния; современные лаги также могут измерять поперечную скорость носа и кормы судна, углы крена и дифферента и др. По принципу действия лаги подразделяют на гидромеханические, гидродинамические, электромагнитные (индукционные), гидроакустические доплеровские и корреляционные, радиодоплеровские. Гидромеханический лаг представляет собой вертушку со счётным приспособлением, устанавливаемую в нише подводной части корпуса или буксируемую за судном на тросе. В гидродинамическом лаге скорость движения судна определяют по разности статических и гидродинамических давлений воды. Электромагнитные лаги измеряют электродвижущую силу (величина которой пропорциональна скорости судна), индуцируемую в воде под воздействием магнитного поля. Источником магнитного поля является электромагнит, установленный в подводной части судна. Величина электродвижущей силы регистрируется индукционными преобразователями, которые затем обрабатывают информацию и выводят на дисплей. Гидродинамические, гидромеханические и электромагнитные лаги определяют только скорость движения судна относительно воды. Принцип действия гидроакустических доплеровских лагов основан на измерении смещения частоты гидроакустического сигнала, излучённого с судна и затем отражённого от дна (до глубины 400 м) или от слоёв воды. Несколько приёмо-передающих антенн формируют по 2 луча, направленных под углом к плоскости дна, при этом каждая пара лучей предназначена для измерения только одной составляющей вектора скорости – продольной или поперечной. Доплеровские лаги измеряют продольную и поперечную скорости относительно грунта или глубинных слоёв воды, пройденное расстояние, значение углов крена и дифферента, скорости движения оконечностей судна при швартовке. Гидроакустические корреляционные лаги вычисляют скорость по времени задержки отражённого от аналогичных точек рельефа дна гидроакустического сигнала (направленного вертикально вниз) и принятого несколькими антеннами (2–4), которые установлены на некотором расстоянии друг от друга на днище судна вдоль его диаметральной плоскости. В радиодоплеровских лагах, в отличие от гидроакустических доплеровских, применяют радиосигналы. Радиодоплеровские лаги предназначены для измерения скорости хода, угла дрейфа и пройденного судном расстояния относительно поверхности (лёд, суша, поверхность воды).