Модальность (в философии)
Мода́льность (от лат. modus – мера, способ, образ, вид, правило), характеристика ситуации в качестве онтологически или логически необходимой, случайной, возможной (фактические или логические алетические модальности), в терминах «было», «будет», «всегда было» и т. д. (временны́е модальности), характеристика мнения человека в терминах «знает», «полагает» и т. д. (эпистемические модальности), действий или бездействия как разрешённых, запрещённых, обязательных (деонтические модальности) и др. Онтологические алетические модальности ввёл Демокрит, считавший необходимым то, что присуще вещам «по природе» и в силу этого существует во всех случаях, а случайным – то, что вещам не присуще «по природе» и в силу этого существует не во всех случаях. Модальности «необходимо присуще» и «возможно присуще» исследовал Аристотель. В Средние века модальности, в которых характеризуются положения дел и мнения, были названы модальностями de dicto (о речи), а модальности, выражающие отношения свойств к предметам, – модальностями de re (о вещи). И. Кант разделил суждения на ассерторические (суждения действительности), аподиктические (суждения необходимости) и проблематические (суждения возможности). В современной логике различают суждения ассерторические (простые утверждения) и модальные, в которых не только утверждается наличие или отсутствие некоторого положения дел, но даётся также его дополнительная характеристика посредством указанных выше терминов. Свойства модальности исследуются в модальной логике.