Мюррей Маргарет
Мю́ррей Ма́ргарет, Маргарет Элис Мюррей (Margaret Alice Murray) (13.7.1863, Калькутта, ныне Колката – 13.11.1963, Лондон), египтолог, археолог и антрополог, первая женщина-лектор по археологии в Великобритании.
Детство и юность
М. Мюррей родилась в семье Джеймса Мюррея, старшего партнёра в фирме Kettlewell, Bullen & Co., Manchester merchants, имевшего связи с Британской Ост-Индской компанией, и Маргарет Карр, основательницы благотворительного общества «Друг в нужде», боровшейся за улучшение положения индийских женщин. С семи лет вместе со старшей сестрой Мэри жила в Англии у дяди по отцу – викария Ламборна и антиквара Джона Мюррея. Его познания достопримечательностей Ламборна, богатых мегалитами, а также увлечение церковной архитектурой зародило в Маргарет интерес к археологии. В 1873 г. мать увезла сестёр в Бонн, где Маргарет выучила немецкий язык. В 1875 г. Маргарет вернулась в Индию, а в 1877 г. переехала в Лондон. Обучалась французскому у А. Мариета, брата знаменитого египтолога О. Мариета, возможно, именно он пробудил её интерес к Древнему Египту.
В 1880 г. семья вернулась в Калькутту. В 1883 г. Маргарет получила образование медсестры-волонтёра в Больнице общего профиля в Калькутте и 3 месяца работала там как «леди-стажёр» (Lady Probationer). На следующий год она вернулась в больницу во время эпидемии холеры и проработала там ещё 3 месяца. Возвратившись в Англию в 1887 г., пыталась продолжить медицинскую карьеру, однако ей не хватало как формального профессионального образования, так и роста (её рост составлял примерно 1,25 м). Маргарет поселилась с дядей Джоном в городе Рагби, помогала ему навещать больных, занималась резьбой по дереву и преподавала в воскресной школе.
Египтология и научная карьера
В 1894 г. по совету сестры записалась в классы по египтологии в Университетском колледже Лондона. Главой кафедры египтологии был У. Питри, который стал научным руководителем Мюррей и одной из важнейших фигур в её жизни. Мюррей также посещала занятия по древнеегипетскому языку, которые вёл языковед Фрэнсис Гриффит. Он не стремился адаптировать свои лекции для широкой публики, из-за чего Мюррей готовилась к занятиям по немецкоязычному учебнику «Египетская грамматика» А. Эрмана, а также помогала другим студентам. Талантливую студентку заметил Питри. Мюррей преуспела в создании факсимиле, и Питри поручил ей копировать рельефы, найденные им в храме XII династии в Коптосе. Мюррей блестяще воспроизводила не только рисунки, но и египетские иероглифические, а также греческие и коптские надписи, поэтому вскоре стала главным иллюстратором Питри. Он вдохновил её на собственное исследование и первую публикацию, предложив проследить по источникам наследование собственности в Древнем царстве. Статья Мюррей вышла в 1895 г. в «Трудах Общества библейской литературы». В том же году она начала преподавание в Университетском колледже, читая вместо Гриффита курс по древнеегипетскому языку для начинающих. В 1898 г. назначена младшим преподавателем. Вела также курсы по истории, религии, искусству и ремеслу Древнего Египта, а также коптскому языку. Только через 23 года, в 1921 г., она стала преподавателем, а затем старшим преподавателем (1922), и в возрасте 61 года – доцентом (1924). В 1927 г. ей присудили почётную степень доктора словесности, а в 1932 г. – почётную степень члена Университетского колледжа, редко вручаемую женщинам.
М. Мюррей работала приглашённым специалистом в различных музеях Великобритании. Составила каталог египетских объектов для «Общества антиквариев Шотландии» и была принята в его члены; создала буклет для египетской коллекции Национального музея древностей Эдинбурга, два каталога коллекции скарабеев Дублинского национального музея, написала главу о древнеегипетских объектах в каталоге Эшмолианского музея, а также по приглашению Манчестерского музея составила иллюстрированный каталог объектов из группы гробниц «двух братьев», открытых ранее У. Питри в Дейр-Рифе. Мюррей руководила вскрытием двух саркофагов из Дейр-Рифе. 6 мая 1908 г. Мюррей первой из женщин исполнила процедуру «распеленания» мумии перед аудиторией в 500 человек, включавшей сотрудников Манчестерского музея и членов Манчестерской египетской ассоциации. Результаты изучения саркофагов и мумий были опубликованы в работе «Гробница двух братьев» (1910).
Полевые исследования
В 1902–1904 гг. М. Мюррей вместе с У. Питри провела два полевых сезона в Египте, став одним из первооткрывателей мегалитического сооружения Осирион в Абидосе. По результатам работы в поле Мюррей выпустила книги «Осирион в Абидосе» (1904), «Мастабы Саккары I–II» (1905, 1937), ставшие классическими трудами в египтологии.
В 1921–1925 гг. Мюррей руководила раскопками на Мальте, а также работала с коллекцией керамики бронзового века в Музее Мальты. Важнейшим местом раскопок для неё стал памятник Бордж ин-Надур. Результаты раскопок были опубликованы в кембриджском трёхтомнике «Раскопки на Мальте» (1923–1929) и «Собрании мальтийской керамики бронзового века» (1934).
По предложению куратора Музея этнологии и антропологии Кембриджа Луиса Кларка в 1931–1932 гг. проводила раскопки на о. Менорка, работала с мегалитическими памятниками в Трепуко и Са-Торрета, подтвердила их датировку бронзовым веком (Murray M. A. Cambridge excavations in Minorca. Vol. 1. London, 1932. P. 38). В 1937 г. участвовала в раскопках в Петре и опубликовала путеводители «Петра, каменный город Эдома» (Petra, the Rock City of Edom; 1939) и «Улица в Петре» (A Street in Petra; 1940).
М. Мюррей полагала, что «археологию можно описать как антропологию прошлого» (Murray. 1963. P. 96), она близко знала многих антропологов, включая Ч. Селигмана, А. Хаддона, Г. Балфура и К. Пирсона, состояла в переписке с Дж. Дж. Фрэзером и С. Баринг-Гулдом. В популярной работе «Величие древнего Египта» (1949, рус. пер. 2009), основанной на прочитанных лекциях, Мюррей критикует коллег-гипердиффузионистов (Г. Э. Смита, У. Перри), отмечая, что Египет несомненно был важным центром, однако не мог считаться единственным источником всех значимых явлений человеческой культуры. В 1954 г. подготовила работу «Божественный король в Англии», в которой писала об английской королевской династии через призму теории Фрэзера о жертвоприношении правителя.
Изучение ведьмовства
В 1914 г., когда из-за 1-й мировой войны у Мюррей «практически не было студентов, научные общества не проводили собрания и не выпускали публикации, а египтология казалась скучной и затратной» (Murray. 1963. P. 104), она открыла новое поле для исследования. В Гластонбери, где Мюррей восстанавливала здоровье, она заинтересовалась местным фольклором о Святом Граале и написала статью, в которой связывала географические названия из легенд с египетскими топонимами. После этого она обратилась к исследованию феномена ведьмовства в Британии.
Знаковых произведений о ведьмовстве у Мюррей два: это «Ведьмовской культ в Западной Европе: антропологическое исследование» (1921) и «Бог ведьм» (1930). В автобиографии Мюррей писала, что забыла, кто именно сказал ей, что «у ведьм, очевидно, была особая форма религии, "так как они танцевали вокруг черного козла"» (Murray. 1963. P. 104), но этот факт вдохновил её исследовать данную тему. Основная её идея заключалась в том, что с приходом христианства всех тех, кто исповедовал языческую религию, стали преследовать и называть «ведьмами», а «Рогатого бога», которому они поклонялись – дьяволом. Тем не менее, по мнению Мюррей, эта древняя религия существовала параллельно с христианством вплоть до начала 18 в., и обвиняемые на ведьмовских процессах рассказывали о настоящих ритуалах, которые проводились в рамках культа плодородия, где кто-то из верующих, переодеваясь, воплощал само божество. Группы верующих, как полагала исследователь, назывались «ковены» и включали в себя по тринадцать человек, они собирались восемь раз в году на большие праздники (саббаты), а также из-за менее грандиозных событий (эсбаты). Мюррей относила происхождение этой религии к верованиям «фейри», под которыми понимала легендарный низкорослый аборигенный народ Британских островов. Она сформулировала свою теорию в тот момент, когда в британской науке не было теоретического аппарата для объяснения феномена ведьм. Медиевисты того времени, однако, критиковали Мюррей за использование источников без знакомства с историографией и лишение их исторического контекста.
С точки зрения науки 21 в. сами формулировки Мюррей кажутся достаточно абсурдными, поэтому многие современные фольклористы пытаются нивелировать значение Мюррей для фольклористики тех лет. Британская исследовательница Ж. Симпсон писала, что «выглядит всё так, будто британские фольклористы не были согласны со взглядами Мюррей, но не критиковали их, или из вежливости, или из-за того, что никто не был заинтересован изучать эту тему» (Simpson. 1994. P. 94). Однако факты говорят о другом.
В феврале 1927 г. М. Мюррей вступила в Фольклорное общество, месяцем позже была избрана в его Совет, а в 1953–1955 гг. стала его президентом. Её имя регулярно появлялось в журнале «Фольклор» в отчётах о дискуссиях, посвящённых публикациям и докладам членов Общества. В 1929 г. она написала статью о ведьмах для «Британской энциклопедии», что едва ли бы ей удалось, если бы к тому времени она не считалась крупным (или единственным) специалистом в данной области. Статья перепечатывалась без изменений в изданиях энциклопедии вплоть до 1969 г. (Oates. 1998. P. 10). Концепции Мюррей повлияли на многих современных ей фольклористов и антропологов, среди которых Кристина Хол, Кэтрин Бриггс и Арне Рунеберг, а среди историков – сэр Джордж Кларк и Тревор Дейвис. В опосредованной форме идеи Мюррей использовал К. Гинзбург в труде «Ночные битвы: ведьмовство и аграрные культы в 16 и 17 столетиях» (1983).
Концепция Мюррей стала частью неоязыческой религии викка. Её «отец-основатель» Джеральд Гарднер наполнил свою работу «Ведьмовство сегодня» (1954) материалом и теорией, которые он почерпнул у Мюррей (был с ней лично знаком по Фольклорному обществу).
Феминизм и гражданский активизм
М. Мюррей придерживалась феминистских взглядов. Она входила в Женский социально-политический союз и участвовала в одной из первых массовых акций в Лондоне в поддержку избирательных прав женщин (1907). В 1913 г. выступила перед Британской ассоциацией содействия развитию науки с речью о разрешении обучении женщин базовому курсу антропологии, но встретилась с неодобрением коллег-мужчин, как например хорошо знакомого ей фольклориста Эдвина Сидни Хартленда, который полагал, что в антропологии «существует множество вещей, которые женщина знать не должна» (Murray. 1963. P. 97–98). Мюррей поддерживала студенток и коллег-женщин в Университетском колледже Лондона, добившись для последних такой же комнаты отдыха, как и для мужчин. Она получила название «Аудитория Маргарет Мюррей», однако с расширением колледжа в 1989 г. стала безымянным административным помещением. Во время 1-й мировой войны Мюррей активно участвовала в работе комитета по спасению сербских девушек из зоны военных действий и обучению их медицине в Англии (позднее стала называться «Югославский медицинский женский стипендиальный фонд»).
Итоги деятельности
Научное наследие М. Мюррей составляет более 150 статей и монографий, включавших в себя отчёты о раскопках, каталоги коллекций, учебники по египетской и коптской грамматике, общие работы по древнему Египту и труды о ведьмовстве и феномене королевской власти. Последнюю свою книгу, автобиографию, Мюррей закончила за несколько месяцев до смерти.
В 1935 г. в честь М. Мюррей была названа ежегодная награда за лучшую работу в секции египтологии Института археологии Университетского колледжа Лондона, которая вручается по настоящее время.