Митрофан (архиепископ Новгородский)
Митрофа́н (ум. 3.7.1223, Новгород, ныне Великий Новгород), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1201–1210, 1219–1223).
К 1193 г., вероятно, являлся игуменом одного из новгородских монастырей. После кончины епископа Новгородского Гавриила стал одним из трёх кандидатов на кафедру, но не был избран по жребию. Вероятно, уже в это время пользовался поддержкой бояр Людина конца, в частности посадника Мирошки Нездинича и семьи Мирошкиничей в целом.
После смерти архиепископа Мартирия Митрофан осенью 1199 г. был предложен в качестве потенциального кандидата на кафедру владимирскому князю Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо. По всей видимости, инициатором этого стал глава новгородского посольства во Владимир, Мирошка Нездинич. Новгородская первая летопись свидетельствует о том, что процедура избрания архиерея жребием была соблюдена (Новгородская первая летопись. 1950. С. 44, 238). Избран в самом конце 1199 или в начале 1200 г.
Рукоположен 3 июля 1201 г. в Киеве не названным по имени митрополитом Киевским (исходя из хронологии событий, это был практически наверняка не Никифор II и вряд ли Матфей). На хиротонии, наряду с новгородцами, присутствовали представители владимиро-суздальской знати. Вернулся в Новгород 14 сентября того же года.
В 1202 г. освятил «на праздник» (вероятно, 20 июля ст. ст. – память пророка Илии) церковь Пророка Илии на холме в Славенском конце. В первый период своего архиерейства поставил на Владычном дворе каменную палату.
20 марта 1205 г. настоловал в Софийском соборе нового новгородского князя – Константина Всеволодовича. В 1207 г. Митрофан не дал надругаться над телом скончавшегося после тяжёлого ранения в походе на Рязанское княжество посадника Дмитра Мирошкинича (недовольные политикой посадника новгородцы хотели сбросить его тело с моста в Волхов).
После разгрома клана Мирошкиничей и прихода к власти в Новгороде зимой 1208/1209 г. князя Мстислава Мстиславича Удатного, который был противником князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, положение Митрофана стало неустойчивым. После большого пожара 22 января 1210 г. новгородцы вместе с князем изгнали архиепископа Митрофана, не дав ему «правитися» (оправдаться), что свидетельствует о том, что владыке были предъявлены некие обвинения – скорее всего, канонического характера. Митрофан был сослан в Торопец – родовое владение Мстислава Удатного.
К 1217 г. Митрофан находился во Владимире. Обстоятельства его появления в городе неизвестны, однако этому могло способствовать вокняжение там политического союзника Мстислава Удатного – ростовского князя Константина Всеволодовича – после победы в Липицкой битве 1216 г.
Отъезд весной 1217 г. Мстислава Удатного из Новгорода в Южную Русь резко ослабил позиции его ставленника, архиепископа Антония и, вероятно, породил среди новгородцев вопросы о каноничности последнего поставления на кафедру. Летом того же года Митрофан предпринял попытку вернуться в Новгород, однако новгородцы не пустили его в город и сопроводили в пригородный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь на озере Мячино, где он, по всей видимости, прожил около года. Позиции Митрофана ещё более укрепились в связи со смертью в феврале 1218 г. владимирского князя Константина Всеволодовича. В результате в конце того же года, когда стало очевидно, что Мстислав Удатный в Новгород не вернётся, новгородцы во время поездки Антония в Торжок вернули Митрофана на Владычный двор. Это положение не было признано Антонием, который отказался признать Митрофана в качестве главы кафедры и обосновался в пригородном княжеском нередицком в честь Преображения Господня мужском монастыре. По решению новгородского веча и князя Всеволода Мстиславича вопрос о замещении Новгородской кафедры был вынесен на суд митрополита Киевского Матфея. Митрополит вызвал обоих претендентов в Киев и вынес решение в пользу Митрофана, который вернулся в Новгород 17 марта 1219 г.
В 1219 г. способствовал разрешению острого внутриполитического конфликта в Новгороде, завершившегося примирением князя Всеволода Мстиславича и посадника Твердислава Михалковича (вскоре отказался от посадничества по болезни, а 8 февраля 1220 принял постриг). Летом 1221 г., после изгнания из Новгорода князя Всеволода Мстиславича, Митрофан участвовал в посольстве к владимирскому князю Юрию Всеволодовичу с просьбой дать на княжение его малолетнего сына, Всеволода.
Перед кончиной, в связи с длительным отсутствием на Руси митрополита (1220–1224/1225), вероятно, согласовал с князем Ярославом Всеволодовичем кандидатуру своего преемника, монаха хутынского Варлаамиева в честь Преображения Господня монастыря – Арсения.
При Митрофане продолжалось ведение летописания при архиерейской кафедре. Особенностью летописания 1200-х гг. исследователи считают использование в нём известий 1202–1204 гг. из составленного во Владимире летописного свода, список которого, вероятно, был привезён в Новгород князем Константином Всеволодовичем в 1205 г. (Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. Санкт-Петербург, 1997. Вып. 6. С. 14–15; Гиппиус А. А. К вопросу о контактах региональных традиций в русском летописании первой трети XIII в. // Восточная Европа в древности и средневековье. Москва, 2009. С. 74, 76; Гимон. 2006. С. 101–102; Конявская Е. Л. «Южнорусские» статьи первой половины XIII в. в новгородских летописях // Новгородский исторический сборник. Санкт-Петербург, 2008. Вып. 11. С. 98–109). В дальнейшем летопись, по лингвистическим и текстологическим данным, вёл (в 1215–1226) летописец архиепископа Антония, при этом летописание первого периода архиерейства Митрофана было частично отредактировано (Гиппиус. 2009. С. 186–187, 196–197).
Сохранились два вида владычных печатей архиепископа Митрофана. Первый вариант имеет изображение Богоматери в полный рост, принадлежащее иконографическому типу «Знамение», и надпись «М[и]трофан, а[рхи]еп[иску]пъ новгородъскыи». Другой, резко отличающийся от сложившегося к тому времени типа новгородских владычных печатей, – изображение святителя в крещатых ризах (по-видимому, первого епископа Константинополя, святого Митрофана) и греческой надписью «ΑΡΧΕΠΙ ΜΗΤΡΟΘΑΝω ΜΕ ΣΚΕΠΕ» («Архиепископ Митрофан, защити меня») (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1. Москва, 1970. № 61. С. 178; Т. 3. Москва, 1998. С. 29, 78, 119–120).
Похоронен в Софийском соборе в Новгороде.