Матфей (митрополит Киевский)
Матфе́й (ум. август 1220), русский церковный деятель, митрополит Киевский (не позднее 1210 – 1220). По происхождению, вероятно, грек.
Традиционно в историографии рассматривается как непосредственный преемник митрополита Никифора II (Поппэ. 1989. С. 201–202), умершего, по всей видимости, вскоре после января 1198 г. Однако никаких упоминаний имени Матфея вплоть до 1210 г. в источниках не известно. Поставление новгородского архиепископа Митрофана (3 июля 1201), осуществлённое не названным по имени митрополитом, с полной уверенностью приписать Матфею невозможно. Среди современных исследователей А. Ю. Карпов склоняется к версии, согласно которой упомянутый в Списке русских митрополитов 1430-х гг. [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 3. 2000. С. 473] между Никифором II и Матфеем Дионисий был не вымышленной, а реальной фигурой (Карпов. 2017. С. 105–106); при этом упомянутого между Никифором II и Дионисием Гавриила все исследователи рассматривают как мифическую фигуру.
По всей видимости, Матфей был поставлен митрополитом Киевским не позднее начала 1210 г. Первым упоминанием митрополита, которое без сомнений можно ассоциировать именно с Матфеем (имя в летописи не указано), следует считать сообщение о хиротонии в 1210 г. в новгородские архиепископы Антония (ПСРЛ. Т. 3. С. 52, 250) вместо изгнанного в январе того же года новгородским князем Мстиславом Мстиславичем Удатным и новгородцами архиепископа Митрофана. Поставление нового архиерея при живом, законно поставленном архиепископе, не лишённом кафедры по церковному суду, было каноническим нарушением, но митрополит, по-видимому, действовал исходя из сложившейся политической ситуации.
Впервые прямо митрополит Матфей упомянут в летописном сообщении Лаврентьевской летописи, согласно которому он возглавил посольство занявшего в третий раз киевский стол князя Всеволода Святославича Чермного для переговоров с владимирским князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо. Московский летописный свод конца XV в. относит время отправки посольства Матфея к зиме 1210/1211 г. (ПСРЛ. Т. 25. 2004. С. 108). Предметами переговоров стали: условия заключения мирного соглашения Всеволода Чермного и черниговских Ольговичей с Всеволодом Большое Гнездо, освобождение дочери Всеволода Чермного (жены бежавшего в 1209 в Чернигов пронского князя Кира Михаила Всеволодовича) из владимирского плена, перспективы брака сына и наследника Всеволода Большое Гнездо Юрия Всеволодовича с дочерью Всеволода Чермного Агафьей (Кузнецов. 2006. С. 162–164). Согласно свидетельству Московского летописного свода конца 15 в., после успешного завершения переговоров Матфей возглавил богослужение на Рождество Христово в Успенском соборе Владимира, а через несколько дней после этого покинул город (ПСРЛ. Т. 25. С. 108).
Последствием разделения в 1212 г. Владимирского великого княжества по завещанию Всеволода Большое Гнездо стало и выделение Владимирской епархии из Ростовской епархии. 10 ноября 1214 г. Матфей рукоположил игумена Ростовского во имя апостола Петра мужского монастыря Пахомия (духовника ростовского князя Константина Всеволодовича) в епископа Ростовского и Ярославского; примерно в то же время митрополит хиротонисал архимандрита владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Симона в епископа Владимирского и Суздальского. После смерти Пахомия (1216) митрополит рукоположил на Ростовскую кафедру Кирилла I.
В 1218 г. (о дате: Бережков. 1963. С. 260) после повторного призвания в Новгород сведённого в 1210 г. с кафедры архиепископа Митрофана и отказа архиепископа Антония покинуть кафедру оба архиепископа, согласно решению новгородского князя Всеволода Мстиславича и новгородцев, были отправлены в Киев на митрополичий суд (ПСРЛ. Т. 3. С. 60, 261). Матфей оставил на новгородской кафедре Митрофана, а Антония перевёл епископом в Перемышль, тем самым, по всей видимости, образовав новую Перемышльскую кафедру. Вероятно, это произошло в результате договорённости между митрополитом и князем Мстиславом Удатным (Поппэ. 1996. С. 464), занявшим в 1219 г. Галич.
Можно предположить, что с согласия Матфея при поддержке владимиро-волынского князя Даниила Романовича и киевского князя Мстислава Романовича Старого в 1219–1220 гг. была выделена и самостоятельная Угровская епархия (Щапов. 1989. С. 52).
Согласно сообщению Лаврентьевской летописи, Матфей скончался 19 августа 1220 г. на память святых Адриана и Наталии (ПСРЛ. Т. 1. 1997. Стб. 445), однако память указанных святых отмечается 26 августа (по старому стилю). По мнению Н. В. Степанова, летописец допустил ошибку не в дате, а в указании памяти святых, т. е. в записи о смерти митрополита должна была значиться память мученика Андрея Стратилата (Степанов Н. В. К вопросу о календаре Лаврентьевской летописи // Чтения в обществе истории и древностей российских. 1910. Кн. 4. С. 20–21).