Антоний (архиепископ Новгородский)
Анто́ний (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 8.10.1232, Хутынский монастырь близ Новгорода, ныне в деревне Хутынь Новгородского района Новгородской области), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1210–1218/1219, 1225–1228, 1228–1229), епископ Перемышльский (1219–1225), писатель; русский святой. Происходил из боярского рода. Вполне вероятно, что его отцом был новгородский воевода Ядрей, погибший в 1194 г. во время похода на Югру.
Биография
В 1200 г. и незадолго до 1208/1209 г. совершил паломничества в Константинополь, откуда привёз несколько реликвий – ризы мученика Феодора Стратилата, мощи священномученика Власия Севастийского и великомученицы Варвары, часть камня от гроба апостола Иоанна Богослова, частицу Креста Господня (которая была вставлена в воздвизальный крест Софийского собора), а также «Гроб Господень» [вероятно, это был саркофаг, поставленный затем в Софийском соборе Новгорода (Гордиенко Э. А. Часовня Гроба Господня в Софийском соборе // Новгородский исторический сборник. Санкт-Петербург, 2003. Вып. 9. С. 94–130)].
В 1208/1209 г. принял постриг в Хутынском Варлаамиевом в честь Преображения Господня монастыре, с основателем которого – Варлаамом Хутынским, – согласно житию последнего, его связывали дружеские отношения.
После изгнания из Новгорода в январе 1210 г. архиепископа Митрофана князем Мстиславом Мстиславичем Удатным и новгородцами избран на кафедру по жребию. В этом же году рукоположен в Киеве митрополитом Матфеем, несмотря на то что его предшественник не был отправлен на покой или низложен.
В 1210/1211 г. перестроил палату, возведённую Митрофаном на владычном дворе, в церковь Антония Великого. В начале 1217 г. заложил каменную соборную церковь в новгородском в честь великомученицы Варвары девичьем монастыре.
Отъезд Мстислава Удатного из Новгорода в Южную Русь весной 1217 г. резко ослабил позиции Антония и, вероятно, породил среди новгородцев вопросы о каноничности его поставления на кафедру. Практически сразу попытку вернуться в Новгород из Владимира предпринял Митрофан, однако новгородцы не пустили его в город и сопроводили до пригородного в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря на озере Мячине. В феврале 1218 г. скончался союзник Мстислава Удатного владимирский князь Константин Всеволодович, что также способствовало усилению позиций Митрофана. В результате в конце 1218 г., когда стало очевидно, что Мстислав Удатный в Новгород не вернётся, новгородцы во время поездки Антония в Торжок вернули Митрофана на владычный двор.
Отказался признать Митрофана и обосновался в пригородном княжеском Нередицком в честь Преображения Господня мужском монастыре. По решению новгородского веча и князя Всеволода Мстиславича вопрос о замещении Новгородской архиепископии был вынесен на суд киевского митрополита Матфея. Митрополит вызвал обоих претендентов в Киев и вынес решение в пользу Митрофана. Антоний остался при митрополите в Киеве, а затем был переведён епископом в Перемышль (ныне Пшемысль, Польша). Вероятно, это произошло в результате договорённости между митрополитом Матфеем и галицким князем Мстиславом Удатным (Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305 гг.) // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). Санкт-Петербург, 1996. С. 464).
Летом 1223 г. скончался архиепископ Новгородский Митрофан, который незадолго до смерти, вероятно, согласовал с князем Ярославом Всеволодовичем кандидатуру своего преемника – монаха Хутынского монастыря Арсения. Тем не менее после интронизации в январе 1225 г. нового митрополита Киевского Кирилла I (II) новгородцы не отправили Арсения на рукоположение. Вероятно, новгородцы воспринимали именно Антония как законного кандидата на кафедру [об этом также свидетельствуют данные Киево-Печерского патерика (Карпов. 2017. С. 41)].
В начале 1226 г. Антоний прибыл в Новгород из Перемышля и вновь стал архиепископом Новгородским. В первые дни марта того же года благословил на постриг и 8 марта поставил игуменом новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря Савву Гречина, избранного архимандритом Савватием (ум. 16.4.1226) своим преемником.
В марте 1228 г. тяжело заболел (по всей видимости, его разбил паралич, из-за чего он «онѣмѣ»: Новгородская первая летопись. 1950. С. 72) и добровольно удалился в Хутынский монастырь, передав руководство кафедрой Арсению. Осенью того же года в Новгороде вспыхнул мятеж, новгородцы обвинили Арсения в том, что он виновен в стихийных бедствиях, погубивших урожай, т. к. «выпроводил» Антония в монастырь, а сам занял владычный двор, дав взятку князю Ярославу Всеволодовичу. В начале декабря Арсений был вынужден бежать в Хутынский монастырь, а Антоний был вновь возвращён на владычный двор. Из-за очевидной недееспособности владыки к нему были приставлены боярин Якун Моисеевич и ремесленник щитник Никифор (от «вячьших» и «меньших» новгородцев).
Пришедший в Новгород в мае 1229 г. князь Михаил Всеволодович указал на полную недееспособность Антония («се у вас нѣту владыки»: Новгородская первая летопись. 1950. С. 68) и предложил новгородцам подобрать возможных кандидатов на кафедру. В результате Антоний был отправлен на покой в Хутынский монастырь, а новым архиепископом по жребию был избран иеродиакон Юрьева монастыря Спиридон.
Сохранилась владычная печать архиепископа Антония: изображение Богоматери «Знамение» в полный рост и надписью «Антони[и] архиеп[и]скопъ новъгородьскы[и]» (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1. Москва, 1970. № 62. С. 56–57, 178).
По-видимому, после первой поездки в Константинополь Добрыня составил первую редакцию «Книги Паломник» с описанием святынь и достопримечательностей Царьграда. Вторая редакция (вероятно, также авторская) содержит в заключении указание на разграбление Константинополя в 1204 г. По мнению А. А. Гиппиуса, по инициативе Антония в Новгородскую первую летопись была включена «Повесть о взятии Царьграда фрягами», которую, возможно, он сам и написал (Гиппиус. 2009. С. 187).
Похоронен в Софийском соборе.
Канонизация
Канонизирован в 1439 г. архиепископом Новгородским Евфимием II. До начала 20 в. почитание носило исключительно местный характер, ни один из дней памяти не был указан в официальном синодальном «Верном месяцеслове всех русских святых» (1903). Канонизация подтверждена включением его имени в собор Новгородских святых, празднование которого было установлено в 1981 г. Дни памяти: в соборах Новгородских святителей (4 октября ст. ст.), Новгородских святых (3-е воскресенье после Троицы), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).