Антоний (архиепископ Новгородский)
Анто́ний (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 8.10.1232, Хутынский монастырь близ Новгорода, ныне в деревне Хутынь Новгородского района Новгородской области), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1210–1218/1219, 1225–1228, 1228–1229), епископ Перемышльский (1219–1225), писатель; русский святой. Происходил из боярского рода. Вполне вероятно, что его отцом был новгородский воевода Ядрей, погибший в 1194 г. во время похода на Югру.
Биография
В 1200 г. и незадолго до 1208/1209 г. совершил паломничества в Константинополь, откуда привёз несколько реликвий – ризы мученика Феодора Стратилата, мощи священномученика Власия Севастийского и великомученицы Варвары, часть камня от гроба апостола Иоанна Богослова, частицу Креста Господня (которая была вставлена в воздвизальный крест Софийского собора), а также «Гроб Господень» [вероятно, это был саркофаг, поставленный затем в Софийском соборе Новгорода (Гордиенко Э. А. Часовня Гроба Господня в Софийском соборе // Новгородский исторический сборник. Санкт-Петербург, 2003. Вып. 9. С. 94–130)].
В 1208/1209 г. принял постриг в Хутынском Варлаамиевом в честь Преображения Господня монастыре, с основателем которого – Варлаамом Хутынским, – согласно житию последнего, его связывали дружеские отношения.
После изгнания из Новгорода в январе 1210 г. архиепископа Митрофана князем Мстиславом Мстиславичем Удатным и новгородцами избран на кафедру по жребию. В этом же году рукоположен в Киеве митрополитом Матфеем, несмотря на то что его предшественник не был отправлен на покой или низложен.
Архиепископ Новгородский Антоний закладывает церковь Святой мученицы Варвары. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург. ОР РНБ. F.IV.233. Л. 849. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 5. 1217–1241 гг. М.: ООО «Фирма АКТЕОН», 2014. С. 23.В 1210/1211 г. перестроил палату, возведённую Митрофаном на владычном дворе, в церковь Антония Великого. В начале 1217 г. заложил каменную соборную церковь в новгородском в честь великомученицы Варвары девичьем монастыре.
Отъезд Мстислава Удатного из Новгорода в Южную Русь весной 1217 г. резко ослабил позиции Антония и, вероятно, породил среди новгородцев вопросы о каноничности его поставления на кафедру. Практически сразу попытку вернуться в Новгород из Владимира предпринял Митрофан, однако новгородцы не пустили его в город и сопроводили до пригородного в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря на озере Мячине. В феврале 1218 г. скончался союзник Мстислава Удатного владимирский князь Константин Всеволодович, что также способствовало усилению позиций Митрофана. В результате в конце 1218 г., когда стало очевидно, что Мстислав Удатный в Новгород не вернётся, новгородцы во время поездки Антония в Торжок вернули Митрофана на владычный двор.
Отказался признать Митрофана и обосновался в пригородном княжеском Нередицком в честь Преображения Господня мужском монастыре. По решению новгородского веча и князя Всеволода Мстиславича вопрос о замещении Новгородской архиепископии был вынесен на суд киевского митрополита Матфея. Митрополит вызвал обоих претендентов в Киев и вынес решение в пользу Митрофана. Антоний остался при митрополите в Киеве, а затем был переведён епископом в Перемышль (ныне Пшемысль, Польша). Вероятно, это произошло в результате договорённости между митрополитом Матфеем и галицким князем Мстиславом Удатным (Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305 гг.) // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). Санкт-Петербург, 1996. С. 464).
Летом 1223 г. скончался архиепископ Новгородский Митрофан, который незадолго до смерти, вероятно, согласовал с князем Ярославом Всеволодовичем кандидатуру своего преемника – монаха Хутынского монастыря Арсения. Тем не менее после интронизации в январе 1225 г. нового митрополита Киевского Кирилла I (II) новгородцы не отправили Арсения на рукоположение. Вероятно, новгородцы воспринимали именно Антония как законного кандидата на кафедру [об этом также свидетельствуют данные Киево-Печерского патерика (Карпов. 2017. С. 41)].
В начале 1226 г. Антоний прибыл в Новгород из Перемышля и вновь стал архиепископом Новгородским. В первые дни марта того же года благословил на постриг и 8 марта поставил игуменом новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря Савву Гречина, избранного архимандритом Савватием (ум. 16.4.1226) своим преемником.
В марте 1228 г. тяжело заболел (по всей видимости, его разбил паралич, из-за чего он «онѣмѣ»: Новгородская первая летопись. 1950. С. 72) и добровольно удалился в Хутынский монастырь, передав руководство кафедрой Арсению. Осенью того же года в Новгороде вспыхнул мятеж, новгородцы обвинили Арсения в том, что он виновен в стихийных бедствиях, погубивших урожай, т. к. «выпроводил» Антония в монастырь, а сам занял владычный двор, дав взятку князю Ярославу Всеволодовичу. В начале декабря Арсений был вынужден бежать в Хутынский монастырь, а Антоний был вновь возвращён на владычный двор. Из-за очевидной недееспособности владыки к нему были приставлены боярин Якун Моисеевич и ремесленник щитник Никифор (от «вячьших» и «меньших» новгородцев).
Пришедший в Новгород в мае 1229 г. князь Михаил Всеволодович указал на полную недееспособность Антония («се у вас нѣту владыки»: Новгородская первая летопись. 1950. С. 68) и предложил новгородцам подобрать возможных кандидатов на кафедру. В результате Антоний был отправлен на покой в Хутынский монастырь, а новым архиепископом по жребию был избран иеродиакон Юрьева монастыря Спиридон.
Сохранилась владычная печать архиепископа Антония: изображение Богоматери «Знамение» в полный рост и надписью «Антони[и] архиеп[и]скопъ новъгородьскы[и]» (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1. Москва, 1970. № 62. С. 56–57, 178).
По-видимому, после первой поездки в Константинополь Добрыня составил первую редакцию «Книги Паломник» с описанием святынь и достопримечательностей Царьграда. Вторая редакция (вероятно, также авторская) содержит в заключении указание на разграбление Константинополя в 1204 г. По мнению А. А. Гиппиуса, по инициативе Антония в Новгородскую первую летопись была включена «Повесть о взятии Царьграда фрягами», которую, возможно, он сам и написал (Гиппиус. 2009. С. 187).
Похоронен в Софийском соборе.
Канонизация
Канонизирован в 1439 г. архиепископом Новгородским Евфимием II. До начала 20 в. почитание носило исключительно местный характер, ни один из дней памяти не был указан в официальном синодальном «Верном месяцеслове всех русских святых» (1903). Канонизация подтверждена включением его имени в собор Новгородских святых, празднование которого было установлено в 1981 г. Дни памяти: в соборах Новгородских святителей (4 октября ст. ст.), Новгородских святых (3-е воскресенье после Троицы), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).