Мартирий (архиепископ Новгородский)
Марти́рий (ум. 24.8.1199), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1193–1199); русский святой. В Новгородской первой летописи назван «рушанином», т. е. уроженцем новгородского пригорода Русы (ныне г. Старая Русса).
Биография
В 1192 г. поставил близ Русы деревянную Спасо-Преображенскую церковь, положив основание старорусскому в честь Преображения Господня мужскому монастырю, став его первым игуменом.
24 мая 1193 г. в Софийском соборе был избран новгородским владыкой по жребию, т. к. на вече не удалось единогласно выбрать одного из трёх кандидатов. После этого наречённый владыка был приведён из Русы и в ходе торжественной церемонии посажен новгородцами на Владычном дворе. 10 декабря 1193 г. рукоположен митрополитом Киевским Никифором II. 16 января 1194 г. вернулся в Новгород.
По всей видимости, в начале 1195 г. поставил Савватия игуменом новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря и Панкратия игуменом новгородского Аркажа (Аркадиевского) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Вероятнее всего, при поддержке Мартирия в 1194 г. в Юрьевом монастыре была введена архимандрития.
Пребывание Мартирия на Новгородской кафедре характеризовалось продолжением активного храмового строительства, что отчасти было связано с разрушительным пожаром в Новгороде 1194 г. 29 января 1195 г. освятил церковь Апостола Филиппа на Нутной улице (на Торговой стороне Новгорода). 4 мая того же года заложил, а 31 августа освятил надвратную церковь Положения Пояса Пресвятой Богородицы в Детинце (Новгородском кремле); в 1196 г. она была расписана на средства архиепископа.
11 июля 1195 г. поставил Варвару в сан игумении женского в честь Воскресения Христова монастыря под Новгородом, на озере Мячино, а осенью того же года заложил соборную церковь этой обители (освятил её 13 сентября 1196). В 1195 г. инициировал строительство 3 деревянных церквей (Воздвижения Креста Господня, Василия Великого и Димитрия Солунского; первые две, очевидно, взамен утраченных в пожаре 1194).
12 января 1197 г. освятил построенную жителями Славенского конца Новгорода, братьями Дмитрием и Константином, соборную церковь Кирилла Александрийского в мужском во имя святителя Кирилла Александрийского (Мало-Кириллове) монастыре на о. Нелезен (ныне Селезнёв) близ Новгорода. В этом же году по инициативе архиепископа построена церковь Святого Никифора «на Острове» (точное местоположение неизвестно).
21 мая 1198 г. заложил, 15 августа того же года освятил каменную Спасо-Преображенскую церковь в монастыре в Русе. В том же году была заложена церковь Пророка Илии на Холме в Славенском конце Новгорода.
При Мартирии было продолжено ведение новгородской владычной летописи; как показал лингвистический анализ А. А. Гиппиуса, этим занимался тот же летописец, который работал при архиепископе Гаврииле. Согласно исследованию Т. В. Гимона, годовые записи при Мартирии велись достаточно регулярно и вносились ежегодно, как правило по итогам строительного сезона (Гимон. 2005).
Известны три владычные печати Мартирия с изображением Божией Матери «Знамение» на одной стороне и русской надписью, прочтённой В. Л. Яниным как «Мартирии еп[иско]п новгородскыи», – на другой (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1. Москва, 1970. № 60. С. 177–178). Именование епископом рассматривалось в научной литературе в качестве аргумента в пользу гипотезы об архиепископском титуле как личном пожаловании от киевского митрополита или константинопольского патриарха (Я. Н. Щапов, Янин и др.). Во владычной летописи Мартирий именуется архиепископом и один раз епископом в конце статьи 1196 г. (Полное собрание русских летописей. Т. 3. 2000. С. 43). В таком случае надпись на печатях могла отражать период пребывания Мартирия в сане епископа или, как полагают Гиппиус и В. В. Седов, использование титула архиепископа иерархами домонгольского времени носило непоследовательный характер (Гиппиус. 2015. С. 490). По замечанию А. В. Назаренко, на владычной печати «под титлом над "еп(иско)пъ" достаточно отчётливо просматривается выносная "х"», поэтому он предложил чтение «архиепископ» и выдвинул гипотезу, что ко времени Мартирия «этот титул из индивидуального достоинства архиерея (Нифонт, Илия) превратился в достоинство Новгородской кафедры» (Назаренко А. В. Архиепископы в Русской Церкви домонгольского времени // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 4. С. 69. Примеч. 18). «Архи(епископом)» Мартирий именуется и в фрагментарно сохранившейся прижизненной надписи-граффито 1198 г. в алтаре Георгиевского собора Юрьева монастыря (Гиппиус. 2015. С. 481, 484).
В 1199 г. владимирский князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо вызвал Мартирия и других представителей новгородской знати во Владимир, чтобы они сопровождали в Новгород определённого им на новгородский стол сына, князя Святослава Всеволодовича.
Умер по дороге во Владимир на берегу озера Селигер. В Георгиевском соборе Юрьева монастыря в 2014 г. был обнаружен фрагмент граффито, где, по мнению Гиппиуса, читалась надпись о кончине Мартирия, с точной датой смерти (Гиппиус А. А. Находки в Георгиевском соборе Юрьева монастыря: новые фрески и новые надписи / А. А. Гиппиус, В. В. Седов // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. 2015. Москва, 2016. С. 202).
Похоронен в Софийском соборе Новгорода в южной паперти («притворе»), которая впоследствии получила, по его имени, название Мартириевская и стала традиционным местом захоронения Новгородских владык.
Канонизация
В 1439 г. признан местночтимым святым архиепископом Новгородским Евфимием II. До начала 20 в. почитание носило исключительно местный характер, ни один из дней памяти не был указан в официальном синодальном «Верном месяцеслове всех русских святых» (Москва, 1903). Канонизация подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которого было установлено в 1981 г. Дни памяти: в Соборах Новгородских святителей (4 октября ст. ст.), Новгородских святых (3-е воскресенье после Троицы), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).