«Мир Юрского периода» (фильм)
«Мир Ю́рского пери́ода» («Jurassic World»), американский научно-фантастический фильм режиссёра К. Треворроу, вышедший в 2015 г. Сюжет ленты продолжает и дублирует историю, рассказанную в фильме «Парк Юрского периода» («Jurassic Park», 1993, режиссёр С. Спилберг). В основе сюжета авария, случившаяся в тематическом островном парке развлечений, населённом динозаврами. Фильм послужил началом перезапуска оригинальной кинофраншизы «Парк Юрского периода». В 2018 г. вышел сиквел «Мир Юрского периода 2» («Jurassic World: Fallen Kingdom», 2018, режиссёр Х. А. Байона).
С. Спилберг, режиссёр оригинального фильма «Парк Юрского периода» и его сиквела, выступивший также продюсером 3-й картины, собирался запустить производство нового фильма кинофраншизы в начале 2000-х гг. Слухи о новом проекте регулярно появлялись в прессе. Чаще всего в качестве заголовка указывалось рабочее название проекта «Парк Юрского периода 4», что подразумевало сюжетную преемственность будущей картины по отношению к оригинальной трилогии. Однако проект оказался заморожен из-за отсутствия адекватной концепции сюжета сиквела и незаинтересованности С. Спилберга в продолжении.
«Мир Юрского периода» вышел в прокат лишь в 2015 г., спустя 14 лет после 3-й серии «Парка Юрского периода» («Jurassic Park III», 2001, режиссёр Дж. Джонстон), и был скорее перезапуском франшизы, нежели последовательным продолжением рассказанных в прошлых частях историй.
Выход фильма был связан с присутствующей в Голливуде с 2000-х гг. производственной тенденцией переосмысления медиафраншиз прошлого типа «Бэтмен», «Планета обезьян» и «Человек-паук». Сюжет каждой франшизы был построен на отказе от нарративного и эстетического наследия предшественников: события прошлых фильмов игнорировались, роли героев исполняли новые актёры, присутствовали новые технологические, стилистические и визуальные решения, отвергавшие дух прошлых фильмов (Look. 2020. P. 173). Выход в прокат таких картин, как «Терминатор: Генезис» («Terminator Genisys», 2015, режиссёр А. Тейлор), «Крид: Наследие Рокки» («Creed», 2015, режиссёр Р. Куглер) и «Звёздные войны: Пробуждение силы» («Star Wars: Episode VII – Force Awakens», 2015, режиссёр Дж. Дж. Абрамс), знаменовал новую эпоху перезапусков забытых франшиз Голливуда, получивших название легасиквелы. Исследователь медиа Кэтлин Лук, описывая производственную и повествовательную концепцию таких фильмов, использует также термин «риквел» (requel) (Look. 2020. P. 174). Оба термина отражают промежуточный характер произведения, размывающего грань между перезапуском и сиквелом. Ключевой чертой для новых перезапусков, и в особенности для «Мира Юрского периода», оказывается сознательная эксплуатация ностальгии. В случае «Мира Юрского периода» ностальгия выражается прежде всего «в желании снова увидеть динозавров на большом экране» (Look. 2020. P. 174).
Журналист издания Inverse Ш. Хатчинсон описывал «Звёздные войны: Пробуждение силы» и «Мир Юрского периода», используя термин «мягкий перезапуск» (soft reboot) (Hutchinson. 2015). Этим термином предлагалось называть продюсерские проекты, в которых удалось нащупать выгодный производителю баланс между сохранением внимания старых фанатов и предоставлением нового и удобного для восприятия сюжета для незнакомой с франшизой аудитории. «Мир Юрского периода» оказался практически полной калькой оригинального фильма Спилберга.
Несмотря на то что фильм реконструировал опыт 1-й части, он не был ремейком в классическом смысле термина: сюжет картины продолжал историю «Парка Юрского периода», показывая аналогичные события спустя 2 десятилетия. Хотя повествование фильма игнорировало события 2-й и 3-й частей, их материал привлекался с помощью визуальных цитат. Так, образ Индоминуса Рекса, нового динозавра-антагониста, напоминал образ Спинозавра из 3-й серии. Сцена поиска Индоминуса Рекса покадрово воспроизводила сцену охоты на тираннозавра и сцену бегства от велоцирапторов из 2-й части франшизы. Бывший военный Оуэн Грэйди, один из главных героев фильма, тренируя велоцирапторов, обращался с ними как доктор Алан Грант, научившийся общаться с динозаврами в конце 3-й серии.
Сюжет фильма посвящён возвращению на остров Нублар из оригинального фильма, в тематический парк развлечений, населённый воссозданными с помощью генной инженерии динозаврами. За годы, прошедшие со времён первой части, сменилось название парка, ставшего «Миром Юрского периода» и превратившегося, несмотря на события 1-го фильма, в успешный коммерческий проект. В одной из вступительных сцен герои прибывают в парк и видят гигантскую вывеску «Мир Юрского периода» – кадр, отсылающий к въезду в парк в оригинальной картине. Главные герои ленты – морской пехотинец Оуэн Грэйди (К. Пратт), оставивший военную карьеру и работающий на корпорацию InGen, владеющую парком, управляющая парком Клэр Диринг (Б. Даллас Хауард) и её племянники Грэй (Тай Симпкинс) и Зак (Н. Робинсон).
Образ Диринг вместе с второстепенными героями Саймоном Масрани (И. Хан) и Виком Хоскинсом (В. Д'Онофрио) пародируют образ главы компании InGen Джона Хаммонда (Р. Аттенбро) из оригинального фильма. Если Хаммонд выступал идеалистом и талантливым предпринимателем, основавшим собственное дело, то приглашённая к участию в чужом проекте Диринг предстаёт скорее эффективным, но циничным управленцем, а миллиардер Масрани и военный-инвестор Хоскинс лишь преследуют интересы инвесторов парка и заботятся о собственном капитале.
Племянники Диринг оказываются в опасности, оставшись наедине с динозаврами, вышедшими из-под контроля. Однако в отличие от первой части, в которой авария в парке произошла из-за злонамеренных действий специалиста по компьютерной безопасности, катастрофа в «Мире Юрского периода» случается из-за финансовых интересов. Работа парка нарушается из-за побега Индоминуса Рекса, нового динозавра, выведенного, чтобы якобы разнообразить ассортимент развлечений, но в тайне отражающего заинтересованность военной промышленности. Побег Индоминуса Рекса, являющегося генетически совершенной машиной для убийства, вынуждает героев бороться за безопасность жизней тысяч посетителей парка.
Фильм был благосклонно встречен критикой и успешен в прокате. Картина заработала более 1,5 млрд долл., став одним из самых кассовых фильмов в истории кинематографа.
В 2018 г. вышел сиквел «Мир Юрского периода 2». Сюжет фильма посвящён возвращению героев на остров Нублар с целью спасти оставшихся особей динозавров перед извержением вулкана. Спасательная экспедиция оказывается инсценировкой, прикрывающей тайный аукцион, на котором антагонист картины Илай Миллс собирается продать динозавров состоятельным гостям. Герои вынуждены противостоять Миллсу и спасать выживших динозавров. Фильм был холодно встречен критикой, но был успешен в прокате и заработал свыше 1 млрд 300 тыс. долл. В 2022 г. состоялся релиз 3-й части франшизы «Мир Юрского периода: Господство» («Jurassic World Dominion», режиссёр К. Треворроу). Фильм получил оценку 5,6 балла из 10 на IMDb и 5,7 из 10 на «Кинопоиске» (на сентябрь 2023).
«Мир Юрского периода» имеет антикапиталистическую направленность. Фильмы критикуют контроль глобальных корпораций над человеком и природой. Режиссёр К. Треворроу отмечал, что намеревался снять поучительную историю, в которой образ зловещего динозавра Индоминуса Рекса представал олицетворением жадности и жажды наживы. В картине также считывались антифеминистские и расистские черты, в том числе патриархальный страх утраты контроля над репродукцией. Критика капитализма, эксплицитно представленная в картине, могла быть прочитана также как автокомментарий к фильму, выпущенному из коммерческих соображений (Dyer. 2015. P. 19–23).
Более того, некоторые исследователи ассоциировали фильм со скрытой пропагандой биологического оружия. Так, Оуэн Грейди, бывший военный, находящийся на службе военно-промышленного комплекса, воспитывает лояльных рапторов в качестве биологического оружия. Причём как рапторы, так и сам Оуэн выступают как морально одобряемые герои картины (Andersen. 2017. P. 270–279).
Исследователь кинематографа и философ Э. Годой отмечает возрастающую роль капитализма в «Мире Юрского периода» в сравнении с оригинальной картиной и литературным первоисточником М. Крайтона. Годой показывает, что в некотором смысле капитализм стал одним из героев фильма, поскольку персонажи сами обращаются к его образу, чтобы объяснить свои действия. Причём если в оригинальном «Парке Юрского периода» экономические интересы провоцировали конфликт между западной наукой вместе с её контролирующим потенциалом и природой как неподвластной человеку и таинственной сущностью, то «Мир Юрского периода» изображал скорее искусственно сконструированную версию вневременной природы, созданную желаниями самого потребителя. Так, единственный персонаж, присутствующий как в оригинальном фильме, так и в «Мире Юрского периода», генетик Генри Ву (Б. Д. Вонг), в одной из сцен фильма заявляет, что ничего из того, что можно увидеть в парке, не является в истинном смысле реальным, поскольку посетители хотят увидеть не настоящих динозавров, какими они были, а зубастые аттракционы. Похожую реплику произносит управляющая Клэр Диринг, заявляя, что они произвели искусственный гибрид в виде Индоминуса Рекса, вместо того чтобы воссоздать новые, обнаруженные учёными виды динозавров, поскольку аудитория рада видеть только больших и страшных животных (Godoy. 2020. P. 141–155).