Международный аэропорт Томск имени Н. И. Камова
Междунаро́дный аэропо́рт Томск и́мени Н. И. Ка́мова (аэропорт Богашёво), аэропорт г. Томск. Благодаря выгодному транспортно-географическому положению обслуживает пассажиров не только Томской области, но и близлежащих регионов. Один из наиболее активно развивающихся региональных аэропортов федерального значения.
Расположен в 20 км к юго-востоку от центра Томска, близ посёлка Аэропорт Томского муниципального района, в 4,5 км к северо-востоку от села и железнодорожной станции Богашёво и в 7 км к востоку от деревни Лоскутово. Связан с городом автомобильной дорогой регионального значения 69А-1 Томск – Аэропорт.
Первый полёт самолёта в Томске состоялся в 1911 г. усилиями членов студенческого авиакружка Томского технологического института Императора Николая II (ныне Национальный исследовательский Томский политехнический университет). Регулярные полёты авиации начались в 1928 г., когда Томск стал перевалочным пунктом, где совершалась дозаправка самолётов топливом, между г. Новосибирск и населёнными пунктами Томской области – Колпашево, Нарым и др.
В 1945 г. открыт аэропорт Каштак (к юго-востоку от Томска) и основано Томское авиазвено, которое в 1946 г. было преобразовано в авиаотряд.
В 1967 г. в 3,5 км к северу от аэропорта Каштак сооружён аэропорт в Богашёво. Тогда же первый технический рейс по маршруту Новосибирск – Томск – Москва совершил самолёт Ил-18. В 1972 г. аэропорт переведён на круглосуточный режим работы. В 1975–1976 гг. после реконструкции взлётно-посадочной полосы (ВПП; получила бетонное покрытие, протяжённость увеличена до 500 м) аэропорт начал принимать самолёты Ту-134 и Ту-154. В 1975 г. Томский авиаотряд выполнял прямые рейсы в 32 аэропорта СССР и перевёз 420 тыс. пассажиров (в 1986 их число возросло до 580 тыс.). В 1970-х гг. в связи с освоением нефтяных и газовых месторождений на севере Томской области начались регулярные грузовые и пассажирские авиарейсы из Томска в нефтепромысловые города и посёлки Среднего Приобья (например, пассажиропоток из Томска в г. Стрежевой в 1970–1983 возрос с 5,3 тыс. до 49 тыс.)
В 1991 г. Томский объединённый авиаотряд реорганизован в Томское государственное авиапредприятие. В 1998 г. на базе авиапредприятий Томска, Колпашево и Стрежевого создано Томское авиационно-производственное объединение «ТомскАвиа».
В 2004 г. (к 400-летию Томска) реконструированы здание аэровокзала и привокзальная площадь. В 2009 г. в аэропорту компания «Газпромнефть-Аэро» ввела в эксплуатацию новый топливозаправочный комплекс.
В 2010 г. аэропорт получил статус международного (пробный международный рейс в г. Париж осуществила авиакомпания «Газпромавиа»; первый международный рейс в г. Анталья совершён 16 мая 2013), на его территории учреждена особая экономическая зона. В 2011–2013 гг. проведена реконструкция аэровокзального комплекса: его площадь увеличена в 2,5 раза, открыты пункты пропуска через государственную границу, введено в эксплуатацию новое производственно-административное здание, расширена привокзальная площадь, увеличено количество парковочных мест для автомобилей. В здании аэровокзала начали действовать бизнес-зал, VIP-зал, а также бесплатная комната матери и ребёнка для пассажиров с детьми до 7 лет. Пассажиры аэропорта могут воспользоваться услугами «АэроОтеля», расположенного на привокзальной площади.
В 2010 г. пройдена сертификация аэропорта по стандарту Международной организации по стандартизации ISO 9001:2008, в 2013 г. – по стандартам ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004, в 2011 г. – по стандартам Международной организации гражданской авиации.
В 2012 г. аэропорт включён во Всероссийский реестр социально ответственных предприятий как организация, участвующая в реализации социальных проектов и программ, создающая новые рабочие места для социально незащищённых слоёв населения, финансирующая и осуществляющая помощь социально значимым учреждениям.
В 2013 г. аэропорт стал лауреатом конкурсов «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент» (награждён медалью и дипломом «За вклад в охрану окружающей среды») и «100 лучших товаров России» в номинации «Услуги для населения» за обслуживание пассажиров, багажа, почты и груза.
В 2017 г. объём перевозок пассажиров в аэропорту впервые достиг 600 тыс.
В 2019 г. аэропорту присвоено имя Н. И. Камова.
Время работы аэропорта: с 5 ч до 21 ч. Аэродрому аэропорта присвоен класс В (способен принимать самолёты с размахом крыльев 15–24 м и шириной колеи основного шасси 4,5–6 м). Аэропорт оснащён ВПП 2-го класса (длина 2500 м и ширина 50 м) с асфальтобетонным покрытием.
В 2023 г. пассажирооборот аэропорта составил 600 тыс. пассажиров (42-е место среди аэропортов России и 7-е место среди аэропортов Сибирского федерального округа, СФО; рост по сравнению с 2022 – 11 %), в 2021 г. – 487 тыс. (56-е место в России и 9-е место в СФО). Пропускная способность аэропорта – 600 пассажиров в час, из них 400 – внутренних авиалиний и 200 – международных. Грузооборот – 1646 т (2021). Аэропорт оборудован отапливаемыми и неотапливаемыми складами для временного хранения грузов. Количество совершённых взлётно-посадочных операций: 3078 (2020), 5175 (2019) и 4112 (2014).
Оператор аэропорта – компания «Аэропорт ТОМСК» (2006; базируется в посёлке Аэропорт), входит в структуру холдинга «НОВАПОРТ» (2007; штаб-квартира – в Москве; подразделение инфраструктурной корпорации AEON).
В аэропорту зарегистрированы представительства российских авиакомпаний: «Сибирь» (S7 Airlines; основана в 1992, современные название и статус с 2006; штаб-квартира – в г. Обь, Новосибирская область), «Аэрофлот – российские авиалинии» (ведёт историю с 1923, современное название с 2000; Москва), «Уральские авиалинии» (1993; г. Екатеринбург), «Северный Ветер» (2008; московский международный аэропорт Шереметьево), «НордСтар» (2008), «Ред Вингс» (возникла в 1999, современные название и статус с 2007), «АЗУР эйр» (2014; штаб-квартиры всех трёх – в Москве), «ЮТэйр» (ведёт историю с 1991, современные названия и статус с 2002; г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), «РусЛайн» (1997; Москва), Smartavia (ведёт историю с 1930; г. Архангельск), «ЮВТ Аэро» (2015; г. Бугульма, Республика Татарстан), «КрасАвиа» (2007; г. Красноярск), «Турухан» (2001; село Туруханск, Красноярский край), «АЛРОСА» [1995; аэропорт г. Мирный, Республика Саха (Якутия)], а также израильской авиакомпании ELAL (1948; г. Тель-Авив).
Аэродром аэропорта Томск принимает самолёты: реактивные широкофюзеляжные Boeing 767, реактивные узкофюзеляжные Boeing 737, Boeing 757, Airbus А319, Airbus А320, Airbus А321, Ту-154, Ту-204, Ту-214, региональные среднемагистральные Bombardier CRJ100, Bombardier CRJ200, Ан-148, региональные ближнемагистральные Sukhoi Superjet 100, Ту-134, местных авиалиний Як-40, Як-42, турбовинтовые АТR-42, АТR-72, SAAB-340, SAAB-2000, Let L-410, Ил-18, Ан-24, Ан-140, бизнес-класса BAe-125, Cessna 208В, Bombardier Challenger 600, Dassault Falcon 900, транспортные Ан-12, Ан-26, Ан-74, Ил-76, а также вертолёты всех типов.
Аэропорт связан регулярными авиарейсами с российскими городами: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ, Тюмень, Екатеринбург, Самара, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Махачкала, Сочи, Стрежевой, Нижневартовск и Сургут, чартерными авиарейсами с таиландскими курортами Паттая и Пхукет.
В 2019 г. началась модернизация аэропорта в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (2018–2024). На первом этапе (2020–2022) развивали аэродромную инфраструктуру (единый государственный заказчик – федеральное казённое учреждение «Ространсмодернизация»). Реконструкция ВПП включала: укладку нового искусственного покрытия, строительство водосточно-дренажной системы, очистных сооружений и аварийной поисково-спасательной станции, установку нового периметрового ограждения аэропорта с современными техническими средствами охраны, новых участков метеорологического оборудования и систем светосигнального оборудования, обустройство подъездов и подведение инженерных коммуникаций к зданиям.
На втором этапе (2021–2023, завершение работ перенесено на весну 2024) ведётся строительство нового высокотехнологичного пассажирского терминала (архитектурное бюро ASADOV; генеральный проектировщик – немецкое архитектурное бюро Assmann Beraten + Planen). Заказчик работ – холдинг «НОВАПОРТ», подрядчик – холдинговая компания «Новолекс» (2009; штаб-квартира – в Новосибирске). Новый терминал площадью около 7 тыс. м2 оснащён двумя телетрапами, значительно увеличилась площадь технологических зон (досмотра, ожидания, регистрации и выдачи багажа). С завершением его возведения общая площадь аэровокзального комплекса составит 16 850 м2.