Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский имени Витуса Беринга
Междунаро́дный аэропо́рт Петропа́вловск-Камча́тский и́мени Ви́туса Бе́ринга (аэропорт Елизово), аэропорт г. Петропавловск-Камчатский, единственный, обеспечивающий пассажирское сообщение Камчатского края с остальными субъектами Российской Федерации и странами мира.
Аэропорт расположен в 29 км к северо-западу от центра Петропавловска-Камчатского, на правобережье реки Авача, в 3 км к юго-востоку от г. Елизово. Соединён с Петропавловском-Камчатским автомобильной дорогой Петропавловск-Камчатский – Мильково и автомобильной магистралью федерального значения А-401 «Северо-Восточное шоссе» (морской порт Петропавловска-Камчатского – аэропорт Елизово; открыта после реконструкции в 2021, расширена до 4 полос движения, встречные потоки разделены барьерным ограждением, установлены опоры наружного освещения; реконструкцию провели по инициативе Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики в рамках реализации Перспективного плана развития территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка»).
Аэропорт Елизово ведёт историю с 1942 г., когда на этом месте началось формирование 128-й смешанной авиационной дивизии во время Великой Отечественной войны (до этого для полётов военной и гражданской авиации использовали гидроаэродром на Халактырском озере, расположенный в 7 км к востоку от Петропавловска-Камчатского). Год основания гражданского аэропорта – 1948 г., когда он со всеми наземными службами обеспечения полётов выделился из состава Отдельного камчатского авиаотряда.
В 1950-х гг. из аэропорта Елизово ежедневно выполнялись рейсы по маршруту Петропавловск-Камчатский – Хабаровск (самолётами Ил-12 и Ил-14) и региональные рейсы по Камчатской области (самолётами Ли-2). В 1957 г. построена искусственная взлётно-посадочная полоса (ВПП). В 1958 г. начались регулярные рейсы самолётов Ту-104 по маршруту Петропавловск-Камчатский – Москва (с промежуточными посадками), в 1978 г. – регулярные беспосадочные рейсы самолётов Ил-62 до Москвы и обратно (для этого построена новая ВПП). В 1958–1963 гг. сооружён новый комплекс аэропорта. В 1995 г. аэропорт получил статус международного, в 2019 г. ему присвоено имя Витуса Беринга. В 2000 г. в аэропорт начали совершать полёты широкофюзеляжные самолёты Boeing 747, Boeing 767, Airbus А310, Ил-96 и тяжёлый транспортный самолёт Ан-124 «Руслан».
В 2016 г. компания «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» вышла из состава компании «Камчатское авиационное предприятие» и взяла на себя функции обеспечения деятельности аэропорта. В 2018 г. она перешла под контроль управляющей компании (УК) «Аэропорты Регионов» (2012; штаб-квартира базируется в г. Москва).
Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский – аэропорт федерального значения, относится к аэропортам 4-го класса (способен принять в год 500 тыс. – 2 млн пассажиров), с аэродромом класса «А» (с ВПП длиной не менее 3200 м).
Аэропорт Петропавловск-Камчатский – совместного базирования. Режимы работы: летний – с 7 до 20 ч, зимний – с 8 до 20 ч. Для взлёта и посадки воздушные суда используют одну искусственную ВПП с цементобетонным покрытием длиной 3400 м. Аэропорт оснащён одной магистральной рулёжной дорожкой и 9 дополнительными рулёжными дорожками, пассажирский перрон – 31 местом для стоянки воздушных судов, в том числе тремя стоянками для самолётов Boeing 747, Ан-124 «Руслан»; четырьмя стоянками для Boeing 767, Boeing 777, Airbus A330, Ил-96; пятью стоянками для Ил-76. Балансодержатель имущества аэродрома – Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (2002; штаб-квартира в Москве; входит в структуру Федерального агентства воздушного транспорта).
Через аэропорт осуществляются регулярные и чартерные рейсы по более чем 20 направлениям. В 2023 г. пассажирооборот аэропорта превысил 900 тыс. пассажиров (в 2022 – 832,1 тыс.; в 2021 – 772,7 тыс.; в 2020 – 554,1 тыс.; в 2019 – 759,0 тыс.); грузооборот – свыше 18 тыс. т грузов (в 2022 – 11,8 тыс. т; в 2021 – 14,3 тыс. т).
Инфраструктуру аэропорта для полётов используют авиакомпании: «Камчатское авиационное предприятие» (ведёт историю с 1948, современный статус с 2016; штаб-квартира – в аэропорту Елизово; обеспечивает региональные перевозки), «Аэрофлот – российские авиалинии» (ведёт историю с 1923, современные название и статус с 2000; г. Москва), «Россия» (ведёт историю с 1934, учреждена как авиакомпания с современным названием в 2011; г. Санкт-Петербург; дочерняя структура группы «Аэрофлот»), «Сибирь» (S7 Airlines; основана в 1992, современные название и статус с 2006; г. Обь, Новосибирская область), «Тайга» (1998; г. Южно-Сахалинск), а с 2021 г. – «Аврора» (2013; г. Южно-Сахалинск).
Аэропорт принимает и отправляет рейсы пассажирских широкофюзеляжных (Boeing 747, Boeing 767, Boeing 777, Airbus A310, Airbus A330, Airbus A350, Ил-86, Ил-96), узкофюзеляжных (Boeing 727, Boeing 737, Boeing 757, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, McDonnell Douglas MD-81, Ту-204, Ту-214, Sukhoi Superjet 100 и др.), тяжёлых транспортных (Ил-76, Ан-12, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124 «Руслан» и др.), турбовинтовых пассажирских (Ан-24 и др.) самолётов, а также вертолётов всех типов.
Из аэропорта осуществляются регулярные пассажирские авиарейсы в российские города Москва, Хабаровск, Владивосток, Магадан, Южно-Сахалинск, Иркутск, Новосибирск и Северо-Курильск, местные рейсы в населённые пункты Камчатского края: посёлок городского типа Корякского округа Палану, посёлки Усть-Камчатск и Оссора, сёла Соболево, Усть-Хайрюзово, Тигиль, Тиличики (все – на п-ове Камчатка) и Никольское (о. Беринга, Командорские о-ва), а также международные чартерные рейсы в Бангкок, Пхукет (оба – Таиланд) и Нячанг (Вьетнам).
В 2022 г. пассажиры из аэропорта чаще всего летали в Москву (около ½ пассажирооборота; всего совершено 619 самолёто-вылетов), Владивосток (около 18 %) и Новосибирск (свыше 11 %). Самые динамично развивающиеся направления полётов – в Иркутск и Магадан. Значительно выросло число пассажиров на рейсы в Южно-Сахалинск, Новосибирск и Хабаровск. Число пассажиров на внутрирегиональных маршрутах превысило 37,4 тыс., основная доля пассажиропотока пришлась на рейсы в Тиличики, Оссору и Палану.
В структуре Международного аэропорта Петропавловск-Камчатский – грузовой терминал Службы организации почтово-грузовых перевозок (площадь 3380 м2, пропускная способность 175 т в сутки, площадь стеллажей с постоянно поддерживаемым температурным режимом 1924 м2, площадь касторовых столов для обработки и хранения авиационных контейнеров 370 м2).
Первый этап реконструкции аэропорта осуществлялся в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». В 2012–2016 гг. осуществлена реконструкция ВПП аэропорта: полоса расширена с 45 до 60 м, оснащена всеми современными радиотехническими и светотехническими системами, позволяющими самолётам заходить на посадку по 2-й категории Международной организации гражданской авиации (ИКАО, International Civil Aviation Organization) и по 1-й категории ИКАО с возможностью установки на перрон самолётов класса Boeing 747-8F. ВПП соответствует 2-й категории метеоминимума по классификации Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА, International Air Transport Association), т. е. аэропорт может принимать воздушные суда любых типов без ограничений по грузоподъёмности практически в любых погодных условиях. В 2016 г. введён в эксплуатацию новый стартовый командный пункт.
В 2017 г. между Корпорацией развития Камчатского края и УК «Аэропорты Регионов» заключено соглашение о реконструкции аэропорта. Реконструкция осуществлялась в рамках Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г., её реализация была возложена на ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Государственный заказчик проекта – Федеральное агентство воздушного транспорта, проектировщик объекта – компания РОТЕК (2010), государственный контракт на выполнение работ получило Федеральное казённое учреждение «Ространсмодернизация» (2004; штаб-квартира обеих – в Москве). Финансирование проекта осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
В 2020–2023 гг. велось строительство основного пассажирского перрона на 9 стояночных мест, оснащённого высокомачтовыми опорами освещения, а также перрона малой авиации для воздушных судов на 3 места, аванперрона перед пассажирским терминалом, магистральной рулёжной дорожки, патрульно-технологической дороги, новых трансформаторных подстанций, площадки для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, площадок размещения спецтранспорта, включая спасательную технику, и резервуаров, периметрового ограждения аэродрома, были обновлены наружные сети электроснабжения, водосточно-дренажная сеть, очистные сооружения ливневого стока, автоматизированная система предупреждения образования гололёда, технические средства охраны и система отпугивания птиц.
В 2018 г. в старом здании пассажирского терминала реконструирован бизнес-зал (площадь 765 м2; проект российского архитектурного бюро Nefa archiects). В 2019 г. введён в эксплуатацию временный павильон, позволивший расширить площадь старого терминала на 2,8 тыс. м2.
В 2018 г. с закладки памятного знака «Нулевой километр камчатского авиапассажира» началось возведение нового пассажирского терминала аэропорта, который по форме будет напоминать кальдеру вулкана. Концепцию терминала разработало архитектурное бюро «Фанталис групп» (Москва), проектную документацию – немецкое архитектурное бюро Assmann Beraten + Planen. Технический заказчик и генеральный проектировщик – группа компаний «Спектрум» (1998; штаб-кварира в Москве), генеральный подрядчик – компания «Крокус Интернэшнл» (входит в Crocus Group, 1989). Новый терминал общей площадью 50 тыс. м2 будет обслуживать внутренние и международные авиарейсы; его пропускная способность составит 1145 пассажиров в час (1,5 млн пассажиров в год), он будет оснащён 8 телескопическими трапами, из которых на первом этапе будут действовать 4. В его состав войдут гостиница на 120 мест, деловой центр, а также кафе, рестораны, рынок местных гастрономических специалитетов, магазины сувениров и брендированной одежды, товаров для отдыха и рыбалки, горнолыжного оборудования, магазины Duty Free и Duty Paid, а также парковка общей вместимостью около 940 машиномест. Завершение сооружения терминала намечено на 4-й квартал 2024 г.