Международный аэропорт Хабаровск имени Г. И. Невельского
Междунаро́дный аэропо́рт Хаба́ровск и́мени Г. И. Невельско́го (аэропорт Хабаровск-Новый), главный аэропорт г. Хабаровск, важнейший транзитный и запасный авиаузел, второй по величине пассажирооборота в Дальневосточном федеральном округе после Международного аэропорта Владивосток имени В. К. Арсеньева.
Расположен в 10,5 км к северо-востоку от центра Хабаровска (за пределами границы города, вплотную примыкает к ней), к северу от села Тополево Хабаровского муниципального района, между скоростной автомобильной магистралью «Обход Хабаровска» (проходит к юго-западу от аэропорта), автомобильной магистралью федерального значения А-375 «Восток» (обходит аэропорт с юга) и Матвеевским шоссе (огибает его с северо-запада).
Первый аэродром возник на этом месте в 1938 г., современный аэропорт – в 1953 г. В 1954 г. сдан в эксплуатацию аэровокзал, в 1964 г. – новый, более крупный пассажирский терминал. В 1970 г. аэропорт получил статус международного (первый международный чартерный рейс выполнен в аэропорт японского города Осака). В 1977 г. в аэропорт Хабаровска состоялся экспериментальный рейс (без пассажиров) из Москвы сверхзвукового самолёта Ту-144. В 2019 г. аэропорту присвоено имя Г. И. Невельско́го.
Международный аэропорт Хабаровск-Новый является аэропортом федерального значения, аэропортом 1-го класса (технически может обслуживать 10–15 млн пассажиров в год), с аэродромом класса «А» [с взлётно-посадочной полосой (ВПП) длиной не менее 3200 м]. Радионавигационное и светотехническое оборудование аэропорта сертифицировано по 2-й категории Международной ассоциации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization), т. е. он может принимать воздушные суда практически в любых погодных условиях. Аэропорт имеет сертификат 9-й (высшей) категории по противопожарному обеспечению полётов и объектов инфраструктуры аэропорта, а также по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению (один из 6 в России).
Режим работы аэропорта – круглосуточный. Для взлёта и посадки воздушных судов используют две искусственные ВПП с высокоплотным асфальтобетонным покрытием длиной 3500 м и 4000 м.
Через аэропорт осуществляются регулярные и чартерные рейсы по более чем 40 направлениям. Пропускная способность аэровокзального комплекса – 1,5 тыс. пассажиров в час, аэродрома – 30 взлётно-посадочных операций в час, пассажирского перрона – 20 воздушных судов в час, всех рулевых дорожек – 24 воздушных судна в час. В 2023 г. пассажирооборот аэропорта составил 2264 тыс. пассажиров, грузооборот – 24,5 тыс. т грузов (по этому показателю занимает 4-е место среди авиаузлов России после Москвы, Владивостока и Новосибирска); количество совершённых взлётно-посадочных операций – 21 522.
Инфраструктуру аэропорта для полётов используют в первую очередь российские авиакомпании: «Аврора» (2013; штаб-квартира базируется в г. Южно-Сахалинск), «Аэрофлот – российские авиалинии» (ведёт историю с 1923, современное название и статус с 2000; г. Москва), «Хабаровские авиалинии» (2003), «Амур» (1994; обе – в г. Хабаровск), «Сибирь» (S7 Airlines; основана в 1992, современное название и статус с 2006; г. Обь, Новосибирская область), «Уральские авиалинии» (1993; г. Екатеринбург), «Якутия» (2002; г. Якутск), «Северный ветер» (2008; г. Москва), «Икар» (ведёт историю с 1993, современное название и статус с 2022; аэропорт Емельяново, г. Красноярск), «Россия» (ведёт историю с 1934, учреждена как авиакомпания с современным названием в 2011; дочерняя структура группы «Аэрофлот»; г. Санкт-Петербург), «Ред Вингс» (возникла в 1999, начало деятельности с 2007, в 2023 поглотила грузовую авиакомпанию «Скай Гейтс Эйрлайнс»; г. Москва) и др., а также ряд иностранных авиакомпаний: узбекская Uzbekistan Airways (1992; г. Ташкент), китайская Hainan Airlines (1989; г. Хайкоу) и др.
Аэропорт принимает и отправляет рейсы пассажирских широкофюзеляжных (Boeing 747, Airbus A340, Airbus A350, Ил-96 и др.), узкофюзеляжных (Ту-204, Embraer 190 и др.), тяжёлых транспортных транспортных (Ил-76, Ан-124 «Руслан» и др.) самолётов, а также вертолётов всех типов.
Из аэропорта осуществляются пассажирские рейсы в российские города (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные Воды, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Владивосток, Благовещенск, Южно-Сахалинск, Якутск, Магадан, Петропавловск-Камчатский и др.), а также в ряд городов и аэропортов Китая, Японии, Республики Корея, Вьетнама, Камбоджи, Таиланда, Узбекистана и Турции; грузовые рейсы – в центры муниципальных районов Хабаровского края.
С 2005 г. аэропорт входит в структуру компании «Альянс-Пром» (подразделение группы «Альянс»). Главный оператор по обеспечению наземной деятельности аэропорта – компания «Хабаровский аэропорт».
В 2015–2021 гг. в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2021 годы)» проводилась первая очередь реконструкции аэропорта, в 2021–2023 гг. в соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года – вторая очередь.
В марте 2018 – сентябре 2019 гг. сооружён новый пассажирский терминал для внутренних рейсов [проект здания немецких архитектурных бюро WP | ARC Plan и Assmann Beraten + Planen; генеральный подрядчик строительства – группа компаний «ЛИМАКМАРАЩСТРОЙ» (ЛМС; основана в 2015 в результате объединения российской компании «МАРАЩСТРОЙ» и турецкой строительной Limak Group); площадь терминала – 27 тыс. м2; пропускная способность – до 3 млн пассажиров в год; оснащён 3 телетрапами, 12 лифтами различного назначения, 7 эскалаторами и 24 стойками регистрации], в августе 2021 – марте 2023 гг. – новый пассажирский терминал для международных рейсов (площадь – 21 тыс. м2; пропускная способность – до 600 пассажиров в час; оснащён 2 телетрапами, 8 лифтами различного назначения, 7 эскалаторами, 2 уровнями автоматизированной обработки багажа и 12 стойками регистрации); оба терминала соединены переходом. В 2019–2021 гг. построен Хабаровский логистический почтовый центр «Почты России» – крупнейший на Дальнем Востоке России (площадь – 21 тыс. м2; пропускная способность – 168 млн отправлений в год, с возможностью расширения до 270 млн отправлений).
В процессе реконструкции, завершившейся в марте 2021 г., ВПП длиной 3500 м расширена с 45 до 60 м, обновлены примыкающие рулевые дорожки и светосигнальное оборудование, в июне – ноябре 2021 г. проведена реконструкция ВПП длиной 4000 м и шириной 60 м.
В 2019 г. реконструированы перрон (площадь 385 тыс. м2), стоянки для воздушных судов (на 55 мест) и площадка для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, водосточно-дренажная сеть; введены в эксплуатацию основная и стартовая спасательные станции, очистные сооружения и регулирующий резервуар с насосной станцией, объекты радиотехнического и метеорологического обеспечения полётов.
Одна из стратегических задач развития Международного аэропорта Хабаровск – реализация концепции AirCity, подразумевающей широкое использование прилегающей к аэропорту территории для развития коммерческой деятельности. В связи с этим в аэропорту планируется строительство гостиницы и современного делового центра, создание зоны развития неавиационных видов бизнеса и зоны технического обслуживания воздушных судов.
В 1,5 км к западу от международного аэропорта, в границах Хабаровска, между скоростной автомобильной магистралью «Обход Хабаровска» (проходит к юго-западу от аэропорта) и Матвеевским шоссе (к юго-востоку) расположен Хабаровский аэропорт малых воздушных линий (1945; оснащён ВПП длиной 970 м), из которого совершаются рейсы малой авиации (самолёты марки Ан-28 и др., вертолёты марки Ми-8Т и др.) в мелкие населённые пункты Хабаровского края.