Динамика развития религиоведения в монографии А. Н. Красникова «Методология классического религиоведения»
Динамика развития религиоведения в монографии А. Н. Красникова «Методология классического религиоведения». В монографии «Методологические проблемы религиоведения» (2004) А. Н. Красников выявляет три периода в истории западного религиоведения 19–20 вв.: «формирование религиоведческой парадигмы» [«раннее религиоведение» («классическое» – в монографии 2007)] (с 1860-х гг.), «период теологической экспансии в науку о религии» (после Первой мировой войны и до середины 20 в.), «современное религиоведение» (2-я половина 20 в.). Динамику развития религиоведения как науки Красников рассматривает сквозь призму философской теории «структуры научных революций» Т. Куна, а именно, как формирование и разрушение, а также поиски новой религиоведческой парадигмы, оставляя её перспективы открытыми. Однако можно сказать, что осознаётся важность разработки общей теории, способной объединить разрозненные исследования и решения методологических проблем в рамках метарелигиоведения.
Одним из ключевых вопросов, рассматриваемых в монографии, стал вопрос соотношения религиоведения и теологии. Согласно Красникову, религиоведение изначально формировалось на базе компаративной христианской теологии путём размежевания с ней в процессе непрерывной полемики, далее произошло «внедрение» теологических идей в науку о религии, что наряду с прочими факторами способствовало к середине 20 в. кризису религиоведения. Во 2-й половине 20 в. происходит размежевание религиоведения как с теологией, так и с философией религии и усиление рационалистических начал.