Маки Фумихико
Ма́ки Фумихи́ко (槇文彦) (род. 6.9.1928, Токио), японский архитектор и теоретик архитектуры.
Окончил архитектурный факультет Токийского университета, где учился у Тангэ Кэндзо (1952); Художественную академию Кранбрук в Блумфилд-Хилс, штат Мичиган (1953); Гарвардский университет в Кембридже, штат Массачусетс (1954). Работал в 1954–1956 гг. в архитектурных мастерских Skidmore, Owings & Merrill в Нью-Йорке и Х. Л. Серта – в Кембридже. Преподавал в Университете Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури (1956–1961), где реализовал свой первый проект – корпус Стейнберг-холл (1959–1960) в русле позднего модернизма; преподавал в Гарвардском университете (1962–1965). В 1965 г. вернулся в Токио, где открыл собственную мастерскую Maki and Associates. В 1979–1989 гг. – профессор Токийского университета.
Был участником движения метаболизма (с 1960), что отразилось на его интересе к проблемам градостроительства и модульным конструкциям. Однако вместо использования характерных для метаболистов массивных мегаструктур он предложил идею «коллективной формы», предполагающей сохранение человеческого масштаба даже в крупных сооружениях. Так, в жилом комплексе «Хилсайд террас» (1969–1992, Токио), сочетающем формы модернизма и традиции японской архитектуры, созданы озеленённые дворики и переходы, продолжающие планировку улиц окружающих кварталов. В проектах Мемориального зала Тойота-Курагайке (1974, Тойота, префектура Айти) и Художественного музея Ивасаки (1978–1987, Ибусуки, префектура Кагосима) связал постройки лаконичных геометрических форм с природным окружением, в интерьере подчеркнул игру света и тени.
С начала 1980-х гг. использовал металл как основной строительный материал, создавал «комбинированные» фасады из панелей (культурный центр «Спираль» в Токио, 1985; Национальный музей современного искусства в Киото, 1986), стремился придать впечатление лёгкости перекрытиям крупных сооружений (спортивный комплекс в Фудзисава, 1984, префектура Канагава; Конгресс-центр «Макухари Мэссэ», 1989, Тиба, префектура Тиба, близ Токио; перестройка Токийского дворца спорта, 1886–1990).
В проектах 1990 – 2000-х гг. «дематериализовал» стену, используя остекление (Токийская церковь Христа, 1995) и стальные решётчатые экраны (здание телекомпании «Асахи», Токио, 2003, и др.), а также вернулся к формам «классического» модернизма (Центр искусств Йерба-Буэна в Сан-Франциско, 1993; Школа дизайна и изобразительных искусств имени Сэма Фокса Университета Вашингтона в Сент-Луисе, 2006). В ряде проектов 2010-х гг. продолжает использовать выразительные возможности металла и стекла, создавая полупрозрачные, открытые во внешнюю среду постройки. Так, в новом корпусе Медиа-лаборатории Массачусетского технологического института в Кембридже (2009) остеклённые фасады и прозрачные перегородки между помещениями создают условия для более активного взаимодействия сотрудников; лаконичная высотная башня № 4 Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (2013; построена в рамках плана Д. Либескинда на месте «башен-близнецов») как будто растворяется в городской среде благодаря отражающей поверхности фасадов. В ином ключе решены здания Музея Ага-хана в Торонто (2014; белый гранит на фасадах) и Музея штата Бихар в г. Патна в Индии (2017; облицовка из стали, камня и терракоты) – выбор материалов позволяет этим сооружениям сохранять контекстуальность.
Лауреат Притцкеровской премии (1993). Награждён золотой медалью Американского института архитекторов (AIA; 2011).