Mercyful Fate
Mercyful Fate (с англ. «Милосердная судьба»), датская рок-группа, работающая в стиле хеви-металл.
Создана в 1981 г. в Копенгагене. Группу основали вокалист Кинг Даймонд (К. Б. Петерсен) и гитарист Хэнк Шерманн, к которым присоединились гитарист Майкл Деннер, бас-гитарист Тими Хансен и барабанщик Ким Разз (настоящие имя и фамилия Ким Тайг Йенсен, Kim Thyge Jensen).
В 1982 г. Mercyful Fate записали и выпустили одноимённый мини-альбом на нидерландском лейбле Rave-On Records. Альбом приобрёл популярность у аудитории радиостанций, специализирующихся на тяжёлой музыке. Музыкальный материал разнообразен: помимо черт, свойственных британскому хеви-металлу, наблюдается влияние прогрессив-рока с характерными сменами темпа и ритма, сложными формами композиций, развитыми партиями ритм-секции. Используются риффы (позднее ставшие характерными для трэш-металла) с полутоновыми соотношениями и использованием звукорядов с пониженной II и повышенной IV ступенями. Наряду с ними встречаются широко употребительные в хард-роке риффы, построенные на пентатонике. Вокалист часто использует фальцет.
Стилистическую направленность группы раннего периода иногда определяют как блэк-металл, на тот момент только зарождавшийся и ещё не приобретший многих музыкальных черт, ставших определяющими для этого стиля позднее, в силу чего данное определение касается больше сценического имиджа и текстов оккультной направленности (все – на английском языке), нежели музыкальной специфики.
Первый полноформатный альбом, «Melissa», включающий в себя одноимённую композицию, группа выпустила на нидерландском лейбле Roadrunner Records в 1983 г. В отличие от предыдущей работы саунд здесь более сбалансирован, построение композиций органичнее, при сохранении разнообразия. Новы для этого этапа развития группы интро композиции «Into the coven» с элементами неоклассики и вступление к композиции «Melissa», материал которого используется в ней и далее.
В ретроспективе творчества Mercyful Fate и созданной частью её состава группы King Diamond можно говорить о проявлении в этом альбоме общих черт и способов создания характерной атмосферы, а в драматургическом отношении – о стремлении к созданию взаимосвязанных между собой композиций.
Эта тенденция получила продолжение в следующем альбоме группы – «Don't break the oath», записанном в том же составе и изданном тем же лейблом в 1984 г. Альбом динамичнее предыдущего, больше используются быстрые темпы в сочетании с техничными инструментальными партиями. С точки зрения формы альбом в целом приобретает черты единого многочастного произведения. К. Б. Петерсен выступил в данном альбоме и в качестве клавишника. Вступление к 5-й композиции – «The oath» – предваряют звуковые спецэффекты, продолжающие фоном звучать при появлении клавишных, использующих звук органа. Композиция «The oath» примечательна партией бас-гитары: расширенное применение технически сложных ходов в среднем и верхнем регистре в ней особенно заметно.
Вскоре после выхода альбома группа отправилась в 2-месячный тур по США; 1984 год был завершён 5-дневным туром по Германии, группа завоёвывала всё большую популярность. Начало 1985 г. ознаменовалось имевшим огромный успех концертом на родине группы – в Копенгагене. Однако разногласия между участниками о дальнейшем пути развития привели к распаду ансамбля уже в апреле 1985 г.
В 1992 г. рок-группа, за исключением барабанщика, собралась снова и заключила контракт с лейблом Metal Blade Records, на котором в 1993 г. вышел альбом «In the shadows». В этом же году группа вернулась к концертной деятельности. Место за ударной установкой занял Сноуи Шоу, сотрудничавший с частью состава в рамках гастролей группы King Diamond в США и Европе в 1989 г. и участвовавший в записи альбома «The eye».
Альбом «In the shadows» в целом сохранил характерные черты предыдущих работ, приобретя более современное звучание. Тексты в основном отходят от оккультной тематики в сторону более нейтральных «страшных историй», однако некоторая связь с ранними работами прослеживается, например, в композиции «Is that you, Melissa?». Саунд альбома более плотный: насыщеннее и жёстче звучат гитары, лучшей детализацией отличается партия ударных. Качество и специфика записи свидетельствуют о зрелой и профессиональной работе. В альбоме присутствует бонус-трек «Return of the vampire… 1993», для которого партию ударных записал барабанщик группы Metallica Ларс Ульрих.
Следующий студийный альбом группы – «Time» (лейбл Metal Blade Records, 1994) – отличается утяжелившимся саундом. В характере звучания сыграла роль замена в составе – место бас-гитариста занял Шарли Д'Анджело.
В некоторых композициях встречаются нетипичные для группы гармонические решения, например, в композиции «My demon» (в мелодичной вступительной части, материал которой развивается в дальнейшем).
Mercyful Fate и King Diamond уже долгое время существуют параллельно. С одной стороны, их стили очевидно близки, с другой стороны, столь же очевидны стилистические различия. В частности, композиция «Time» с одноимённого альбома Mercyful Fate как бы предвосхитила ряд композиций из вышедшего годом позже альбома King Diamond «The spider's lullabye». Хотя подход «Mercyful Fate» не отличается столь выраженной взаимосвязью между композициями и альбомами, как в «King Diamond», она всё же присутствует и в музыке и в текстах. К. Б. Петерсен неоднократно обращался в рамках «Mercyful Fate» к условно «восточной» тематике в разных альбомах, начиная с «Melissa» (композиция «Curse of the Pharaohs», затем открывающая альбом «In the shadows» композиция «Egypt»). В альбоме «Time» тема нашла отражение в композиции «The mad arab», повествующей о персонаже Г. Ф. Лавкрафта Абдуле Альхазреде. Тема продолжилась композицией «Kutulu (The Mad Arab, Part 2)» в следующем альбоме группы – «Into the unknown» (Metal Blade Records, 1996). В этом альбоме следует отметить выход на передний план партий бас-гитары – например, в начале композиции «Fifteen men and a bottle of rum» и в средней части композиции, одноимённой альбому (фрагмент трио 2,53–3,13: вокал, бас-гитара, ударные). Место за ударной установкой в этом альбоме и в последующих занял Бьярне Т. Хольм.
В следующих альбомах группы – «Dead again» (1998) и «9» (1999; оба – Metal Blade Records) – Майкл Деннер не участвовал, ему на смену пришёл гитарист Майк Вид.
Альбом «Dead again» отличается большей подчинённостью музыки текстам, что напоминает некоторые работы King Diamond и несколько выбивается из специфики Mercyful Fate. Особенно это заметно в композиции «Since forever».
Последний студийный альбом группы – «9» (1999) – возвращает слушателя к звучанию таких альбомов, как «In the shadows» и «Time». На протяжении почти всей своей истории группа активно гастролировала (особенно насыщенно в период 1993–1999 гг.) в Европе, Северной и Южной Америке. С 2000 г. работа приостановилась, но в 2008 г. К. Б. Петерсен заявил, что Mercyful Fate продолжает свою деятельность.