Мельников Михаил Васильевич
Мéльников Михаи́л Васи́льевич (26.8.1919, Москва – 7.5.1996, там же), советский специалист в области разработки жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и космических энергоустановок. Заместитель С. П. Королёва по ракетным двигателям. Руководил созданием двигателей для баллистических ракет (БР), ракет-носителей (РН), космических аппаратов (КА) и разгонных блоков (РБ), в том числе первых в мире качающихся управляющих ракетных двигателей и ЖРД многократного запуска. Развернул исследования и проектные работы в области создания ядерных электроракетных двигательных установок (ЯЭРДУ). Внёс большой вклад в развитие экспериментальной базы для испытаний ракетных двигателей и космических энергетических установок. Доктор технических наук (1959), профессор (1962), Герой Социалистического Труда (1961).
Родился в семье фармацевта. В 1937 г. с отличием окончил 10-летнюю школу и поступил на самолётостроительный факультет Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ). К началу Великой Отечественной войны окончил 4-й курс института. Подрабатывал репетитором и конструктором-чертёжником на авиастроительных предприятиях Москвы, а с 1940 г. − инженером в конструкторском бюро (КБ) В. Ф. Болховитинова авиационного завода № 293 в г. Химки (Московская область).
В 1941 г. эвакуирован с авиазаводом № 293 в посёлок Билимбай (ныне в составе г. Первоуральск Свердловской области), где под руководством директора завода В. Ф. Болховитинова и главных конструкторов А. Я. Березняка и А. М. Исаева участвовал в создании ЖРД для первого советского реактивного самолёта – БИ-1, над проектом которого работали пионеры отечественной ракетно-космической техники: Б. Е. Черток, В. П. Мишин, А. В. Палло, Л. С. Душкин и др. 15 мая 1942 г. лётчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи на самолёте Би-1 выполнил первый в СССР реактивный полёт. Тогда же Мельников самостоятельно изучил и освоил теорию ЖРД, уже созданную основоположником этого направления в СССР В. П. Глушко, но ещё не изучавшуюся тогда в МАИ. Неоднократно пытался уйти добровольцем на фронт, но всякий раз наталкивался на запрет руководства. В 1943 г. вернулся из эвакуации в Москву, где под руководством А. М. Исаева продолжил работу над созданием ЖРД многократного включения. В 1945 г. получил диплом МАИ по специальности «инженер-технолог».
В 1945–1952 гг. работал инженером-конструктором в Научно-исследовательском институте №1 (НИИ-1), которым руководил М. В. Келдыш. В 1947 г. находился в 3-месячной командировке в Австрии для изучения опыта создания и производства реактивной техники. К 1949 г. выполнил ряд разработок, в которых доказал возможность практически полного сгорания топлива в камере ЖРД, в 1950 г. предложил метод анализа потерь в ЖРД и расчёта удельного импульса этого типа двигателей, разработал ЖРД замкнутой схемы. Обосновал необходимость перехода от горючего на основе спирта к более перспективному для ЖРД керосину (окислитель – кислород). В 1945–1952 гг. совместно с И. И. Райковым и Б. А. Соколовым участвовал в создании стендов ЖРД для экспериментальной базы НИИ-1, а в 1953–1970 гг. – экспериментально-испытательной станции ЖРД на базе Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1, главный конструктор С. П. Королёв) с прецизионными измерениями тяги двигателей в вакууме и расхода компонентов топлива.
С 1952 г. исполнял обязанности начальника двигательного отдела ОКБ-1. В 1956 г. назначен заместителем главного конструктора ОКБ-1 по ракетным двигателям. Руководил созданием перспективных технологий охлаждения ЖРД и испытаний высотных ЖРД в наземных условиях. В 1952–1958 гг. руководил разработкой рулевых качающихся ЖРД (С1.1101 и С1.2500) для межконтинентальной БР Р-7. В результате осуществлён переход к управлению полётом БР с помощью рулевых ракетных двигателей вместо газоструйных рулей. При этом дальность полёта ракет увеличилась.
В 1957 г. развернул исследования в области создания ЯЭРДУ для будущих межпланетных полётов, обосновал прогрессивные направления разработки литиевых плазменных движителей и ЯЭРДУ с непосредственным преобразованием энергии в реакторе-генераторе. После окончания Великой Отечественной войны в Центральном научно-исследовательском институте № 58 (ЦНИИ-58) по инициативе И. В. Курчатова было создано подразделение по разработке исследовательских ядерных реакторов. После включения ЦНИИ-58 в состав ОКБ-1 в 1959 г. Королёв сохранил коллектив этого института, образовав на его основе комплекс высокотемпературной энергетики и электроракетных двигателей под руководством Мельникова, которому была поручена разработка ЯЭРДУ для тяжёлых межпланетных кораблей. В 1970–1980-х гг. эти проекты выполнялись в рамках государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по термоэмиссионой ядерно-энергетической установке и межорбитальному буксиру «Геркулес» с ЯЭРДУ. Были созданы уникальные экспериментально-испытательные базы, но в начале 1990-х гг. финансирование этого направления работ было прекращено.
В 1958 г. Мельников участвовал в создании Воронежским ОКБ-154 (руководитель и главный конструктор С. А. Косберг) ЖРД 8Д714 и С1.5400 для верхних ступеней многоступенчатых РН типа «Восток» и «Молния», с помощью которых выполнялись полёты автоматических межпланетных станций (АМС) «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд», первых пилотируемых космических кораблей типа «Восток», искусственных спутников Земли (ИСЗ) «Молния». При этом были впервые решены задачи создания высотного сопла, «горячего» (т. е. без выключения маршевых двигателей) разделения ступеней РН в полёте и запуска ЖРД в условиях космического вакуума. Создание ЖРД С1.5400 по «замкнутой» схеме (без потерь рабочих компонентов на приведение в действие турбонасосных агрегатов) способствовало ускорению разработки ЖРД подобной схемы с большой тягой.
В 1963–1986 гг. Мельников работал над проблемой безотказной эксплуатации ЖРД в условиях космических полётов. В 1964–1970 гг. под его руководством выполнена комплексная автоматизация испытаний ЖРД с контролем 180 рабочих параметров, что существенно сократило объём наземных испытаний, а также сроки и стоимость разработки двигателей. В 1966 г., после преобразования ОКБ-1 в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, главный конструктор В. П. Мишин), назначен заместителем главного конструктора – руководителем двигательно-энергетического комплекса. В 1967 г. коллективом под руководством Мельникова впервые реализована возможность многократного запуска ЖРД в условиях космического полёта. С использованием таких ЖРД выполнялись запуски различных ИСЗ, АМС «Венера» и «Марс». По инициативе Мельникова на Уральском электрохимическом комбинате созданы электрохимические генераторы (ЭХГ) «Волна» на основе водородных топливных элементов для разрабатывавшегося в 1960–1970-е гг. ракетно-космического комплекса Н-1 с пилотируемым космическим кораблём Л-3 для полёта на Луну, а затем аналогичные ЭХГ «Фотон» для многоразового орбитального корабля «Буран».
В 1974 г. ЦКБЭМ преобразовано в Научно-производственное объединение (НПО) «Энергия», а Мельников назначен на должность руководителя комплекса разработки бортовой энергетики (с июня 1977 проектно-конструкторский комплекс по разработке специальных установок). В 1974 г. под его руководством создан ЖРД 11Д58М для верхней ступени РН «Протон» – космического разгонного блока ДМ, в котором впервые в мире была практически решена задача полного использования энергии топлива. Этот двигатель успешно используется более полувека.
После выхода на пенсию в 1984 г. и вплоть до увольнения по болезни в 1993 г. Мельников работал в должностях главного научного сотрудника – научного руководителя НПО «Энергия», а затем главного научного сотрудника – научного консультанта Головного конструкторского бюро Ракетно-космической корпорации «Энергия».
Работы, выполненные под руководством Мельникова, оказали большое и во многом определяющее влияние на технологическое и материаловедческое обеспечение предприятий отечественной ракетно-космической отрасли. Разработаны новые технологии производства изделий из вольфрама, ниобия, ванадия, получения крупных монокристаллов для электрогенерирующих термоэмиссионных элементов; созданы технологические установки для обработки и анализа свойств материалов, изготовления многослойных металлокерамических оболочек высокой теплопроводности. Эти разработки нередко опережали своё время и значительно ускорили развитие отечественного ракетного двигателестроения и космической энергетики.
Мельникова отличали обширные знания и высокая компетентность, порядочность и забота о людях, внимание к мнению подчинённых, личная скромность. Всё это создавало в коллективе атмосферу товарищества, творчества и энтузиазма, особенно у молодых коллег. И они отвечали ему уважением, помогали, порой работая сверхурочно, выполнять проектно-баллистические расчёты для межпланетных перелётов по трассе Земля – Марс, решать сложные задачи компоновки космических кораблей и т. д.
Начиная с 1945 г. Мельников читал лекции на факультете «Двигатели летательных аппаратов» в МАИ, в 1961 г. стал одним из инициаторов создания на этом факультете кафедры двигательных, энергетических и энергофизических установок космических летательных аппаратов. В 1962 г. по инициативе Мельникова, А. В. Квасникова и Д. Д. Севрука в МАИ, а затем и в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана началась подготовка инженеров по двигательным установкам ракет и космических аппаратов. Мельников читал лекции также слушателям Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Подготовил 90 кандидатов и 8 докторов технических наук. Мельников – автор более 250 изобретений и научных работ, в том числе первого отечественного учебника «Основы теории ЖРД» (1957). 25 мая 1966 г. основоположник отечественного ракетного двигателестроения академик В. П. Глушко направил в Президиум Академии наук СССР предложение в поддержку выдвижения кандидатуры Мельникова в члены-корреспонденты по специальности «энергетика», но избрание не состоялось.
Удостоен Ленинской премии (1960, в составе авторского коллектива).
Награждён орденами Ленина (1957, 1961) и Трудового Красного Знамени (1945, 1946), медалями «За оборону Москвы» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» (1945), «В память 800-летия Москвы» (1947), «50 лет Вооружённых сил СССР (1968) и др.
Похоронен в Москве, на Останкинском кладбище.