Бахчиванджи Григорий Яковлевич
Бахчиванджи́ Григо́рий Я́ковлевич [7(20).2.1908, станица Бриньковская, ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края – 27.3.1943, близ Свердловска, ныне Екатеринбург], советский военный лётчик и лётчик-испытатель, капитан (1941). Участник Великой Отечественной войны. Выполнил первый в СССР полёт на экспериментальном истребителе БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Герой Советского Союза (1973, посмертно).
Грек по происхождению. Окончил семь классов школы в родной станице. Трудовую деятельность начал в1925 г. в станице Приморско-Ахтарской (ныне город Приморско-Ахтарск), работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо железнодорожной станции Ахтари. В 1927 г. переехал в Мариуполь, где участвовал в строительстве металлургического комбината имени Ильича и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха.
В 1931 г. добровольцем вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). В 1933 г. окончил авиатехническое училище, в 1934 г. – Оренбургскую школу пилотов. С 1934 г. лётчик-испытатель Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил РККА (НИИ ВВС), в отдельном истребительном отряде и авиаэскадрилье группы отделов моторов и топлив. Участвовал в испытаниях самолёта-разведчика Р-Z с турбокомпрессором, истребителей И-16, Як-1, МиГ-3 и других.
С началом Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Воевал лётчиком-истребителем в составе 402-го истребительного авиационного полка, сформированного на базе НИИ ВВС. Участвовал в обороне Москвы. Совершил 65 боевых вылетов на истребителе МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил 2 вражеских самолёта лично и 3 в группе.
В августе 1941 г. получил воинское звание капитан и отозван с фронта в распоряжение НИИ ВВС. В составе авиаэскадрильи группы отделов моторов и топлив принял участие в испытаниях истребителей Як-1, Як-9, МиГ-3, Р-39 «Аэрокобра» и других.
Сыграл выдающуюся роль в испытаниях первого советского ракетного истребителя БИ-1, разработанного в конструкторском бюро В. Ф. Болховитинова А. Я. Березняком (руководитель проекта) и А. М. Исаевым (ответственный за двигательную установку). 20 февраля 1942 г. при запуске двигателя самолёта на испытательном стенде произошёл взрыв, Бахчиванджи получил ранение. Вернувшись из госпиталя, продолжил работу. 15 мая 1942 г. с лётного поля аэропорта Кольцово под Свердловском (ныне в черте города Екатеринбург) выполнил первый полёт на самолёте БИ-1 с работающим ЖРД. Полет продолжался 3 мин 9 с, включая 66 секунд с работающим ЖРД. Максимальная высота полёта составила 840 м, скорость 400 км/ч, скороподъёмность 23 м/с.
В последующем совершил ещё один полёт на самолёте в модификации БИ-2 (второй полёт на БИ-2 выполнил лётчик-испытатель К. А. Груздев) и три на третьем экземпляре самолёта − БИ-3. В этих полётах были достигнуты максимальная скорость 675 км/ч, вертикальная скороподъёмность 82 м/с, высота 4000 м, продолжительность полёта 6 мин 22 с, продолжительность работы двигателя 84 с.
Погиб, выполняя четвёртый (седьмой по общему счёту с работающим ЖРД) испытательный полёт на БИ-3. После планового окончания работы двигателя на 78-й секунде пилотируемый Бахчиванджи истребитель, находившийся в горизонтальном полёте, опустил нос, на скорости свыше 800 км/ч вошёл в пике и упал в 6 км от аэродрома. Комиссия, расследовавшая обстоятельства катастрофы, не смогла установить причины такого поведения самолёта, но признала, что при скоростях порядка 800–1000 км/ч могли иметь место явления, которые ещё не были к тому времени достаточно изучены. Впоследствии, при продувках моделей в новой аэродинамической трубе больших скоростей в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) было выявлено, что БИ-3 разбился из-за неучтённых при проектировании особенностей обтекания прямого крыла и оперения на околозвуковых скоростях и возникающего при этом затягивания самолёта в пикирование, преодолеть которое лётчик не мог.
Награждён двумя орденами Ленина (1942 и 1973, посмертно), медалями.
Похоронен на Владимирском кладбище посёлка Малый Исток под Свердловском (ныне посёлок в составе Октябрьского района города Екатеринбурга), недалеко от аэропорта Кольцово. В феврале 1963 г. на могиле установлен обелиск.
Памятники установлены в станице Бриньковской, в аэропорту Кольцово (бронзовый бюст), в городе Приморско-Ахтарск Краснодарского края, в посёлке Кольцово (в черте Екатеринбурга), выпущена памятная медаль.
Имя Бахчиванджи присвоено посёлку лётчиков вблизи аэродрома Чкаловский (Московская область, ныне микрорайон Щёлково-4 города Щёлково), кратеру на обратной стороне Луны (после 2015 г. международные каталоги изменили систему названий сателлитных кратеров, расположенных внутри лунного кратера Королёв, и на выпущенных ими после этого картах Луны имя Бахчиванджи отсутствует), малой планете №11786 в Главном поясе астероидов, улицам в Екатеринбурге, Донецке, Мариуполе, Ахтубинске и других городах России и СНГ. В 1970 г. в школе № 60 посёлка Малый Исток в Октябрьском районе Екатеринбурга открыт музей Боевой Славы имени Героя Советского Союза лётчика-испытателя Г. Я. Бахчиванджи. В 1987 г. в Подмосковье в его честь переименовали платформу 41-й километр на линии Мытищи-Фрязино.
О Бахчиванджи написаны многочисленные очерки и книги, снят документальный фильм, его подвиг лёг в основу нескольких художественных кинолент.
Известна фраза Ю. А. Гагарина: «Без полётов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года» (Бахчиванджи Григорий Яковлевич // Герои страны).