Черток Борис Евсеевич
Черто́к Бори́с Евсе́евич [1(14).3.1912, Лодзь, Российская империя, ныне Польша – 14.12.2011, Москва], учёный и конструктор в области создания бортовых комплексов управления и электрических систем изделий ракетно-космической техники. Один из ближайших сподвижников основоположника практической космонавтики С. П. Королёва. Действительный член Российской академии наук (РАН, 2000), Герой Социалистического Труда (1961).
Семья и начало трудовой деятельности
Родился в семье служащих. Отец, Евсей Менасеевич, – счетовод, мать, Софья Борисовна, – фельдшер-акушерка. Накануне Первой мировой войны семья переехала в Москву.
Ещё в школе увлёкся радио и электротехникой, в 1928 г. журнал «Радио всем» опубликовал описание разработанного им универсального лампового приёмника. После окончания школы-девятилетки (1929) начал трудовую деятельность электромонтёром на Краснопресненском силикатном заводе.
В 1930–1938 гг. работал на заводе № 22 (впоследствии – завод имени С. П. Горбунова) электромонтёром по промышленному и самолётному оборудованию, радиотехником по самолётному радиооборудованию, начальником конструкторской группы Особого конструкторского бюро (ОКБ) завода и конструкторской бригады по самолётному оборудованию и вооружению. В 1934 г. поступил на вечернее отделение Московского энергетического института (МЭИ). В 1935 г. как изобретатель был выдвинут на инженерную должность ОКБ В. Ф. Болховитинова. В 1937 г. назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолётов полярных экспедиций группы М. В. Водопьянова на Северный полюс и самолёта С. А. Леваневского для трансполярного перелёта СССР – США. Участвовал в освоении производства первых цельнометаллических истребителей И-4, самолёта-разведчика Р-6, бомбардировщика ТБ-1, пассажирского самолёта АНТ-9. Изобрёл несколько новых устройств, подтверждённых авторскими свидетельствами, в том числе автоматический электронный бомбосбрасыватель.
Период 1940–1949 гг.
После защиты в 1940 г. дипломного проекта в МЭИ вернулся к В. Ф. Болховитинову на малый опытный завод № 293 (в подмосковных Химках), где работал до 1944 г. Руководил отделом спецоборудования для перспективного бомбардировщика, который должен был превзойти по тактико-техническим характеристикам стратегические бомбардировщики компании «Боинг» (США) – В-17 и В-29.
В 1940 г. участвовал в изучении закупленных СССР образцов немецких самолётов «Мессершмитт-109», «Мессершмит-110», «Юнкерс-52», «Юнкерс-88», «Дорнье-215», «Хенкель-100» и нескольких пилотажно-тренировочных машин. Также принимал участие в первых разработках ракетных двигателей.
В 1944 г. переведён в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности в Лихоборах (ныне на севере Москвы).
В 1945 г. в составе группы специалистов командирован в Германию для поиска и изучения немецкой ракетной документации.
В августе 1946 г. назначен на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления в НИИ-88 Министерства вооружения, принимал участие в изучении, сборке и первых пусках трофейных немецких ракет Фау-2, в разработке, производстве и испытаниях их советского аналога Р-1 и первых советских боевых ракет дальнего действия.
Период 1950–2011 гг.
В 1950 г. переведён на должность заместителя начальника отдела, с 1951 г. – начальник отдела систем управления ОКБ-1 (начальник и главный конструктор С. П. Королёв) в составе НИИ-88. В 1957–1963 гг. заместитель главного конструктора ОКБ-1, которое с 1956 г. стало самостоятельным предприятием, в 1966 г. переименовано в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), в 1974 г. преобразовано в научно-производственное объединение (НПО) «Энергия», а в 1994 г. – в ракетно-космическую корпорацию (РКК) «Энергия» имени С. П. Королёва.
В 1963–1966 гг. заместитель начальника ОКБ-1 по научной работе и начальник филиала № 1, где разрабатывались космические аппараты и системы управления, в 1966–1974 гг. заместитель главного конструктора и руководитель научно-технического комплекса ЦКБЭМ, в 1974–1992 гг. заместитель генерального конструктора НПО «Энергия» по системам управления. В 1993–2011 гг. главный научный консультант генерального конструктора РКК «Энергия».
Участвовал в разработке и сдаче на вооружение первых отечественных баллистических ракет дальнего действия, в создании и запусках высотных геофизических ракет, стратегических и межконтинентальных баллистических ракет, ракет-носителей, первых искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных станций для полётов к Луне, Марсу, Венере, спутников связи «Молния-1» и фотонаблюдения «Зенит», в проектировании и создании первых космических пилотируемых кораблей серий «Восток» и «Восход», а также пилотируемых кораблей для лунной программы СССР.
Применение Чертоком системного подхода, использование современных средств вычислительной техники и комплексного моделирования в процессе наземной отработки ракетно-космической техники позволили решить фундаментальные задачи при создании космических кораблей «Союз» и «Прогресс», долговременных орбитальных станций типа «Салют», многоразовой космической системы «Энергия – Буран».
Научная и педагогическая деятельность
Черток – автор и соавтор более 200 научных трудов. Академик Международной академии астронавтики, почётный член Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского. Создал научную школу в области проектирования, изготовления, испытаний и применения бортовых систем управления и электрических систем для ракетных комплексов, космических объектов, ракетно-космических комплексов и систем.
Более 50 лет вёл педагогическую работу. Им разработан и впервые прочитан (1947–1949) курс теории управления летательными аппаратами на Высших инженерных курсах при Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана), с 1965 г. профессор кафедры систем автоматического управления факультета приборостроения, до 1978 г. вёл курс систем управления ракетно-космическими комплексами. В 1978–2011 гг. заведующий базовой кафедрой управления движением Московского физико-технического института, где читал курс «Управление большими космическими системами».
В течение многих лет был председателем диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций и членом диссертационного докторского совета РКК «Энергия», членом Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР, руководил секцией навигационных систем и чувствительных элементов научного совета по проблемам управления движением и навигации РАН, являлся председателем комитета конференций по истории космонавтики, председателем Комиссии по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства при Президиуме РАН. Более 30 лет возглавлял оргкомитет академических чтений по космонавтике имени С. П. Королёва, регулярно проводимых в МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Награды
Ленинская (1957) и Государственная премии СССР (1976), премия Правительства РФ имени Ю. А. Гагарина в области космической деятельности (2011). Премия имени Б. Н. Петрова РАН (1993), Золотая медаль имени С. П. Королёва РАН (2007).
Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность» (2010).
Премия Федерации еврейских общин России (19 декабря 2011, посмертно).
Награждён орденами Ленина (1956, 1961), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1996), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (2011).
Почётный гражданин г. Королёв Московской области.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Именем Чертока названа малая планета 6358 (1977).