Болховитинов Виктор Фёдорович
Болхови́тинов Ви́ктор Фёдорович [23.1(4.2).1899, Саратов – 29.1.1970, Москва), советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1942). Доктор технических наук (1947), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1949).
В г. Саратов окончил гимназию и поступил учиться на медицинский факультет Саратовского университета, но через полгода перешёл на физико-математический факультет. Осенью 1918 г. приехал в Москву и поступил в Московское высшее техническое училище [ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)]. Слушал лекции Н. Е. Жуковского. Заболел тифом, после долгого лечения отправлен на восстановление здоровья домой в Саратов. В 1920 г. приехал в Москву и поступил в Московский авиационный техникум (в ноябре 1920 преобразован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского, с августа 1922 – Академия воздушного флота имени Н. Е. Жуковского, ныне – Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»). В период учёбы в академии работал в академическом конструкторском бюро. Сконструировал планёры АВФ-6 и АВФ-18, которые участвовали во Всесоюзных планёрных соревнованиях в Коктебеле. После окончания академии (1926) и её адъюнктуры, работал преподавателем. В 1937 г. назначен начальником кафедры.
С 1933 г. руководил опытно-конструкторским бюро (ОКБ Болховитинова) в районе Фили при заводе № 22 (ныне Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева). В 1934 г. возглавил разработку тяжёлого бомбардировщика ДБ-А («Дальний бомбардировщик – Академия»), на котором в 1936–1937 гг. советские лётчики установили 4 мировых рекорда дальности полёта с грузом. Этот самолёт № Н-209 использовал С. А. Леваневский при попытке перелёта в США через Северный полюс (август 1937), закончившейся трагедией. Самолёт ДБ-А выпускали малой серией (до 1940) и использовали в качестве транспортного средства.
После назначения в 1939 г. директором и главным конструктором завода № 293 Наркомата авиационной промышленности в г. Химки руководил постройкой оригинального скоростного самолёта-истребителя «С» с двумя соосными винтами, показавшего при лётных испытаниях скорость 570 км/ч. В начале 1940 г. участвовал в испытаниях прямоточного воздушно-реактивного двигателя, установленного на самолёт. В 1941–1942 гг. под руководством Болховитинова авиаконструкторы А. Я. Березняк и А. М. Исаев разработали первый советский ракетный истребитель БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем. Лётчик-испытатель капитан Г. Я. Бахчиванджи впервые поднял самолёт БИ-1 в воздух 15 мая 1942 г., затем выполнил на нём ещё 6 испытательных полётов (в последнем полёте погиб 27 марта 1943).
В 1943–1946 гг. научный руководитель НИИ-1 [бывший Ракетный научно-исследовательский институт (1933–1938), НИИ-3 (1938–1944), ныне Центр имени М. В. Келдыша], в котором работали энтузиасты-ракетчики М. К. Тихонравов, А. М. Исаев, В. П. Мишин, К. Д. Бушуев, Н. А. Пилюгин, Б. Е. Черток и др., ставшие затем в НИИ-88 главными конструкторами по направлениям или заместителями С. П. Королёва.
С 1946 г. Болховитинов перешёл на преподавательскую работу в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского (профессор с 1949). Возглавлял кафедры: проектирования самолётов (1949–1955), конструкции и прочности самолётов (1955–1957), конструкции и боевой эффективности летательных аппаратов (1957–1965). Создал научную школу проектирования летательных аппаратов, основанного на комплексном решении технических, тактических и экономических вопросов. Автор трудов по авиационной технике. В 1965 г. вышел в отставку.
Награждён 2 орденами Ленина (февраль и сентябрь 1945), 2 орденами Красного Знамени (1944, 1950), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды (1936), медалями.
Похоронен в Москве на Введенском кладбище.