Медынский Евгений Николаевич
Меды́нский Евге́ний Никола́евич [27.2(11.3).1885, Ялта – 6.3.1957, Москва], российский педагог, деятель народного образования, эксперт и организатор педагогической науки, доктор педагогических наук (1935), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1944). Из дворян. Окончил Харьковский технологический институт и юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1914). В 1911–1918 гг. работал в земских учреждениях народного образования. С 1912 г. вёл научную и преподавательскую деятельность, в том числе в Санкт- Петербургской педагогической академии, на Высших педагогических курсах, в Нижегородском институте народного образования, Уральском университете (декан педагогического факультета). С 1922 г. в Москве: заведующий отделом статистики Политпросвета Наркомпроса РСФСР, преподаватель 2-го МГУ (1922–1948, профессор с 1926), Высшего коммунистического института просвещения (до 1937) и других вузов. В 1944–1952 гг. – в системе Академии педагогических наук. В 1944–1946 гг. директор Государственной библиотеки по народному образованию имени К. Д. Ушинского. В 1949–1952 гг. заведующий редакцией педагогики издательства «Большая советская энциклопедия».
Научно-педагогическое наследие Медынского включает в себя 30 научных и учебных трудов, более 400 статей по различным теоретическим и историко-педагогическим проблемам.
Обосновал необходимость воспитания и образования человека на протяжении всей его жизни. Обогатил теорию и практику внешкольного образования, которое определял как средство всестороннего гармоничного развития личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях, осуществляемое через различные внешкольные культурно-просветительные учреждения (библиотеки, музеи, театры, клубы, стадионы и т. д.).
Являлся сторонником организации народного образования и общественно-просветительской деятельности на принципах демократической направленности, самоуправления и автономии. Разработал систему работы земств и земских учреждений по просвещению. Выдвинул идеи создания народных домов для политического просвещения масс, превращения библиотек в центры общекультурной работы.
Сформировал организационно-дидактические основы внешкольного образования: принципы, новые формы, методы и средства обучения, воспитания и образования народа в различных внешкольных учреждениях; впервые в России читал курсы лекций по внешкольному образованию.
В 1920–1950-е гг. ведущий историк педагогики страны, оказал большое влияние на историко-педагогическую подготовку учителя. С 1920 г. разрабатывал научно-теоретические и методические основы курса истории педагогики с марксистских позиций: создатель первых вузовских программ, учебных пособий, учебников. Автор первого советского учебника «История педагогики в связи с экономическим развитием общества» (тома 1–3, 1925–1929), в котором воплощена установка о связи педагогических процессов с социальным развитием общества, с революционной борьбой народных масс. После переработки учебник вышел в 2 частях: «Всеобщая история педагогики» и «История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции» (1938). Позднее на его основе написан ряд глав для совместного с Н. А. Константиновым и М. Ф. Шабаевой базового вузовского учебника, издававшегося в 1956–1982 гг. Принимал участие в разработке всех программ по истории педагогики для педагогических институтов.
Внёс существенный вклад в изучение проблем взаимосвязи и взаимовлияния отечественной и зарубежной педагогики, определение самобытности многонациональной педагогической мысли; занимался историко-культурным анализом памятников педагогической мысли прошлого. Исследовал историю российской школы и педагогики, творчество А. И. Герцена, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Лесгафта и др. При его активном участии были подготовлены к изданию педагогические сочинения К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого и др. Автор «Очерков по истории педагогики (1952, в соавторстве) и «Очерков по истории советской школы РСФСР за 30 лет» (1948, совместно с Н. А. Константиновым).
Заложил научные основы вузовской педагогики: методики чтения лекций, организации самостоятельной работы студентов.
В 1955–1957 гг. разрабатывал основы семейного воспитания (цикл статей в журнале «Семья и школа: Как ваши дети ведут себя за столом»; «Поза, жесты, мимика детей»; «Вежливость, приличия, такт»).