Медведев Павел Николаевич
Медве́дев Па́вел Никола́евич [23.12.1891(4.1.1892), Санкт-Петербург – после 17.6.1938, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], русский литературный критик, издатель, педагог, общественный деятель.
Окончил классическую гимназию в Кишинёве. В 1909–1914 гг. учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. С 1911 г. печатал в периодике рецензии на книги по гуманитарным вопросам. В 1917–1918 гг. состоял в партии эсеров.
Последний городской голова Витебска (1917). В 1918 г. способствовал открытию в городе Народного университета (Пролетарский университет), где читал курс истории русской литературы и общества 19–20 вв. В 1918 г. участвовал в создании Общества свободной эстетики (своеобразного аналога одноимённого объединения в Москве, 1906–1917). В 1918–1920 гг. издавал «Записки Пролетарского университета», работал режиссёром в Витебском городском театре. В 1920–1921 гг. читал лекционный курс по теории художественного творчества в мастерских М. Шагала и К. Малевича. Сотрудничал с Н. А. Малько, М. В. Добужинским, В. М. Ермолаевой. Вместе с Л. В. Пумпянским, М. И. Каганом (1889–1937), И. И. Соллертинским, В. Н. Волошиновым входил в круг М. М. Бахтина.
В 1922 г. переехал в Петроград; исполнял обязанности главного редактора журнала «Записки Передвижного театра» (до 1924), где публиковались И. А. Груздев (1892–1960), Б. В. Казанский (1889–1962), Э. Ф. Голлербах, Э. А. Старк (1874–1942), А. И. Пиотровский (1898–1937), В. М. Жирмунский, Б. В. Томашевский, Д. И. Выгодский (1893–1943), Э. Л. Радлов и др.; писал для раздела «Книжные новости».
Исследователь творчества русских поэтов: Демьяна Бедного (критико-биографический очерк «Демьян Бедный», 1925), В. Я. Брюсова (доклад «Пути и перепутья Валерия Брюсова», 1924), С. А. Есенина («Пути и перепутья Сергея Есенина», 1927; Медведев был одним из пяти понятых, засвидетельствовавших смерть поэта в ленинградской гостинице «Англетер»).
Дружил с Демьяном Бедным, А. Н. Толстым, Н. А. Клюевым, Ф. К. Сологубом. Двое последних, а также Е. И. Замятин, Андрей Белый и В. Я. Брюсов стали героями его мемуаров (Медведев П. Н. «То, что запомнилось» // Собрание сочинений. Санкт-Петербург, 2018. Т. 2. С. 579–620). Был знаком с А. А. Блоком, после смерти которого часто навещал его вдову. Получив доступ к архиву поэта, стал его первым исследователем и публикатором: «Творческий путь Александра Блока» (1922), «Драмы и поэмы Ал. Блока: из истории их создания», «О дневниках Ал. Блока» (все в 1928), предисловие и примечания к «Записным книжкам Ал. Блока» (1930). Публикации Медведевым архивов Блока вызвали неоднозначную оценку современников: как резко отрицательную (Л. Я. Гинзбург), так и в целом положительную (М. М. Бахтин).
Входил в правление Петроградского отделения Всероссийского Союза писателей (1924, 1926–1928, 1930) и писательское объединение «Содружество» (с 1923).
С 1925 г. сверхштатный сотрудник Института русской литературы; с 1926 г. сотрудник Научно-исследовательского института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока.
С конца 1920-х гг. заведующий литературно-художественным отделом Ленинградского отделения Госиздата. Способствовал публикациям работ М. М. Бахтина: «Фрейдизм» (1927) «Марксизм и философия языка» (1929; обе под именем В. Н. Волошинова), «Формальный метод в литературоведении» (1928; под своим именем), «Проблемы творчества Достоевского» (1929; под именем автора, к тому времени находившегося под следствием). Благодаря этим публикациям у Бахтина появилась возможность участвовать в научной жизни, влиять на развитие теории литературы, а сам Медведев получил признание в качестве самостоятельного учёного. Подлинное авторство бахтинских работ было обнародовано лишь в 1973 г. в статье Вяч. В. Иванова «Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики».
С началом гонений на формализм на рубеже 1920-х – 1930-х гг. и под давлением Ленинградского отделения Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) Медведев выступил с покаянной речью за идеологические ошибки в работе «Формальный метод в литературоведении», а затем переиздал её с большими изменениями под названием «Формализм и формалисты» (1934).
В 1933 г. опубликовал собственную книгу «В лаборатории писателя» – собрание высказываний различных писателей и учёных о творческом процессе, скреплённые между собой критическими суждениями автора.
В 1933–1938 гг. профессор Ленинградского института истории, философии, литературы и лингвистики. Также читал курс истории литературы в Военно-политической академии имени Н. Г. Толмачёва.
М. М. Бахтин считал П. Н. Медведева прототипом Миши Котикова в романе К. К. Вагинова «Козлиная песнь» (1928). Исследуя жизнь и творчество некоего великого поэта, Котиков постепенно вживается в его личность, вступает в интимную связь с его любовницами и женится на вдове. Таким образом герой занимает место великого человека, забирается под его посмертную маску, также как и сам Медведев становится эпизодической авторской маской для Бахтина.
В 1938 г. арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре эсеров. Расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.