Мастер Тршебоньского алтаря
Ма́стер Тршебо́ньского алтаря́ (чеш. Mistr Třeboňského oltáře; мастер Алтаря из Виттингау, нем. Meister des Wittingauer Altars), чешский живописец, работавший при императорском дворе в Праге в 1380–1400 гг. Настоящее имя неизвестно. Главное произведение этого художника, одного из крупнейших мастеров интернациональной готики, – Тршебоньский алтарь (нем. алтарь из Виттингау, после 1380) – полиптих из церкви Святого Эгидия августинского монастыря г. Тршебонь (Виттингау) в Южной Чехии. На сохранившихся 3-х створках изображены «Моление о чаше», «Положение во гроб» и «Воскресение» Мастер Тршебоньского алтаря. Роудницкая Мадонна. Ок. 1385. Национальная галерея в Праге.(все – Национальная галерея, Прага); на оборотной стороне досок представлены фигуры святых, соответственно: «Святые Екатерина, Магдалина, Маргарита», «Святые Эгидий, Августин, Иероним» и «Святые Иаков, Варфоломей, Филипп». Согласно последним исследованиям, 4 створки сизображением Страстей Христовых (3 сохранившихся и 1 утерянная – предположительно, с композицией «Не прикасайся ко Мне») располагались по двум сторонам от центральной монументальной композиции «Распятие» (не сохранилась) открытого алтаря; в закрытом виде алтарь представлял собой изображения святых – покровителей церкви (см.: Royt J. 2014. Р. 142–146).
Мастеру Тршебоньского алтаря приписывается несколько образов Богоматери, самый известный из которых – «Роудницкая Мадонна», а также «Распятие из часовни Святой Варвары» (оба – около 1385, там же) и др. В стилистике произведений художника различимы влияния мастера Теодорика, французской готики и, возможно, североитальянского искусства.
Мастера считают одним из родоначальников мягкого стиля. Лёгкие, тонкие, удлинённые фигуры героев Тршебоньского алтаря, Мастер Тршебоньского алтаря. Поклонение Младенцу. Последняя четверть 14 в.
Алешова Южночешская галерея, Глубока-над-Влтавоу.имеющие характерный S-образный изгиб, кажутся бесплотными и выражают спиритуалистический накал. Композиции строятся на мощных диагоналях, которые вместе с яркими цветовыми контрастами создают атмосферу внутренней напряжённости. Отказавшись от традиционного золотого фона, мастер вводит пейзажные мотивы; условность пространства компенсируется интересом к множеству тонко прописанных разнообразных деталей.
Творчество мастера Тршебоньского алтаря, в котором важными составляющими становятся красота форм как выражение высшей красоты и почти личное эмоциональное переживание, является одним из ранних образцов духовного воздействия devotio moderna на изобразительное искусство, связанное в данном случае с заказами августинцев и их ориентацией на сочинения Августина. Влияние мастера можно увидеть в работах других европейских художников того периода, особенно мастера Бамбергского алтаря.