Мастер Тршебоньского алтаря
Ма́стер Тршебо́ньского алтаря́ (чеш. Mistr Třeboňského oltáře; мастер Алтаря из Виттингау, нем. Meister des Wittingauer Altars), чешский живописец, работавший при императорском дворе в Праге в 1380–1400 гг. Настоящее имя неизвестно. Главное произведение этого художника, одного из крупнейших мастеров интернациональной готики, – Тршебоньский алтарь (нем. алтарь из Виттингау, после 1380) – полиптих из церкви Святого Эгидия августинского монастыря г. Тршебонь (Виттингау) в Южной Чехии. На сохранившихся 3-х створках изображены «Моление о чаше», «Положение во гроб» и «Воскресение» (все – Национальная галерея, Прага); на оборотной стороне досок представлены фигуры святых, соответственно: «Святые Екатерина, Магдалина, Маргарита», «Святые Эгидий, Августин, Иероним» и «Святые Иаков, Варфоломей, Филипп». Согласно последним исследованиям, 4 створки сизображением Страстей Христовых (3 сохранившихся и 1 утерянная – предположительно, с композицией «Не прикасайся ко Мне») располагались по двум сторонам от центральной монументальной композиции «Распятие» (не сохранилась) открытого алтаря; в закрытом виде алтарь представлял собой изображения святых – покровителей церкви (см.: Royt J. 2014. Р. 142–146).
Мастеру Тршебоньского алтаря приписывается несколько образов Богоматери, самый известный из которых – «Роудницкая Мадонна», а также «Распятие из часовни Святой Варвары» (оба – около 1385, там же) и др. В стилистике произведений художника различимы влияния мастера Теодорика, французской готики и, возможно, североитальянского искусства.
Мастера считают одним из родоначальников мягкого стиля. Лёгкие, тонкие, удлинённые фигуры героев Тршебоньского алтаря, имеющие характерный S-образный изгиб, кажутся бесплотными и выражают спиритуалистический накал. Композиции строятся на мощных диагоналях, которые вместе с яркими цветовыми контрастами создают атмосферу внутренней напряжённости. Отказавшись от традиционного золотого фона, мастер вводит пейзажные мотивы; условность пространства компенсируется интересом к множеству тонко прописанных разнообразных деталей.
Творчество мастера Тршебоньского алтаря, в котором важными составляющими становятся красота форм как выражение высшей красоты и почти личное эмоциональное переживание, является одним из ранних образцов духовного воздействия devotio moderna на изобразительное искусство, связанное в данном случае с заказами августинцев и их ориентацией на сочинения Августина. Влияние мастера можно увидеть в работах других европейских художников того периода, особенно мастера Бамбергского алтаря.