Кавакубо Рэй
Каваку́бо Рэй, Кавакубо Реи (川久保玲) (род. 11.10.1942, Токио), японский дизайнер одежды, основательница бренда Comme des Garçons (1969).
Родилась в семье сотрудника Университета Кэйо и учительницы английского языка. Её родители развелись, когда отец воспрепятствовал желанию супруги работать. Пример матери во многом повлиял на формирование Рэй: «Первое, что я помню, когда росла, – я хотела быть независимой, иметь своё дело и работать» (Gibson. 2019). Кавакубо обучалась в Университете Кэйо по направлению «История эстетики» (1960–1964), изучая восточную и западную философию, искусство и литературу. После окончания университета работала в рекламном отделе компании – производителе текстиля Asahi Kasei, в том числе подбирала одежду для фотосессий. В 1967 г. стала стилистом-фрилансером. Вскоре начала создавать собственные наряды, которые продавались в токийском магазине Belle Boudoir. Кавакубо не владела профессиональными навыками шитья, поэтому значительную роль в её работе играли мастера, способные реализовывать её замыслы. В 1969 г. основала бренд Comme des Garçons (CDG; с франц. – как мальчики): в его названии отразилось стремление Кавакубо создавать одежду для женщин, «которые не зависят от мнения мужа» (Thurman. 2014). В 1975 г. открылся первый бутик марки, в 1978 г. появилась мужская линия. В конце 1970-х гг. Кавакубо познакомилась с дизайнером Ямамото Ёдзи, их любовные отношения продолжались до начала 1990-х гг.
Одежда, которую предложила Кавакубо в 1970-х гг., меняла представление о том, как может выглядеть современная мода: в ней мрачность соединялась с небрежностью, деформированность – с асимметрией, она казалась постапокалиптичной и напоминала лохмотья. Анархичная природа её коллекций вторила панковскому стилю В. Вествуд. «Эстетике бедности» в творчестве Кавакубо посвятил эссе влиятельный американский исследователь моды Х. Кода (Koda. 1985; Кода. 2019). Он писал, что если Вествуд использовала подобные приёмы как инструмент политического протеста, то для Кавакубо они были частью философии дзен и эстетики ваби-саби. Отказ от идеального в пользу нарочито рукотворного и несовершенного лёг в основу творческого метода дизайнера: например, коллекции «Patchworks and X» (весна/лето 1983), «Clustering beauty» («Кластеризация прекрасного», весна/лето 1998), «Fusion» («Слияние», осень/зима 1998–1999), «Adult delinquent» («Взрослая несовершеннолетняя преступница», весна/лето 2010) и др. Бунтарский, независимый и отчасти агрессивный дух творчества Кавакубо наиболее сильно проявился в свадебных образах: «The broken bride» («Сломленная невеста», осень/зима 2005–2006), «White drama» («Белая драма», весна/лето 2012), «Ceremony of separation» («Церемония расставания», осень/зима 2015–2016).
В 1981 г. Кавакубо, уже достаточно известная в Японии, дебютировала в Париже: представленная там провокационная коллекция «Destroy» («Уничтожить», осень/зима 1982–1983), название которой отсылает к одной из футболок В. Вествуд, состояла из изорванных фрагментов одежды чёрного цвета. С этого показа начались наиболее смелые эксперименты и постоянные поиски Кавакубо, а CDG стал международным брендом: в дополнение к основным линиями были запущены женские Tricot и Robe de chambre (обе – 1981), в 1982 г. открыт парижский бутик, годом позднее – нью-йоркский.
С 1988 по 1991 гг. модный дом выпускал журнал Six («Шесть»), сопровождавший появление новых коллекций, но не являвшийся каталогом в традиционном понимании: эти издания напоминали фотозины (фанзины, посвящённые фотографии), где объём текста был сведён к минимуму. В их создании принимали участие фотографы Б. Уэбер, П. Линдберг, Синояма Кисин, художники Гилберт и Джордж и др. Рекламные постеры бренда, почти не показывавшие саму одежду, интерьеры магазинов, для которых Кавакубо создавала напоминающую индустриальные объекты мебель, – всё было связано с философской концепцией марки. Следовала ей и запущенная в 1994 г. парфюмерная линия: в «анти-парфюме» «Odeur 53» («Запах 53», 1998) соединены запахи озона, металла, жжёной резины, асфальта и др., а основная нота аромата «Concrete» («Бетон», 2017) – запах бетона.
Ещё одна важная особенность метода Кавакубо – интуитивность и импровизационность, создающие впечатление незавершённости и изменчивости её работ. Дизайнер предлагала своим мастерам вербальные или визуальные образы, от которых они отталкивались при создании моделей: так, например, лист скомканной бумаги стал прототипом платьев из коллекции «The future of silhouette» («Будущее силуэта», осень/зима 2017–2018). В подобных нарядах проявляется радикальное отношение Кавакубо к телу: одежда становится его продолжением, новым «органом», обладающим собственными телесностью и пластикой. Показательна коллекция «Body meets dress, dress meets body» (весна/лето 1997), в которой традиционные клетчатые и однотонные платья вопреки ожиданиям не демонстрируют каноничную женскую фигуру, а деформируют её «опухолями» и «наростами». В 2013 г. была представлена коллекция «Not making clothes» (весна/лето 2014) – первый опыт Кавакубо в создании «не-одежды» – абстрактных форм, напоминающих скорее скульптурные композиции, нежели наряды.
Кавакубо стирает границы между восточным и западным, мужским и женским, возвышенным и низменным: коллекции «Modern sweetness» («Современная сладость», осень/зима 1990–1991); «Motorbike ballerina» («Балерина на мотоцикле», весна/лето 2005); «Bad taste» («Дурной вкус», осень/зима 2008–2009); «Blood and roses» («Кровь и розы», весна/лето 2015).
Мотив «промежуточности» (англ. in-betweenness) исследовался куратором выставок о моде Э. Болтоном в 2017 г. в экспозиции «Rei Kawakubo / Comme des garçons: art of the in-between» («Рэй Кавакубо / Comme des garçons: искусство промежуточного положения») в нью-йоркском Метрополитен-музее. Её разделы соответствовали ключевым для творчества Кавакубо парам понятий: дизайн/не-дизайн, мода/антимода, тогда/сейчас, объект/субъект, одежда/не-одежда и др.
В 1992 г. Кавакубо вышла замуж за Эдриана Йоффе, президента компании CDG. Их совместный проект – сеть магазинов Dover Street Market, где продаётся одежда интересующих Кавакубо дизайнеров (первый открылся в Лондоне, последующие – в Токио, Нью-Йорке, Сингапуре, Пекине, Лос-Анджелесе и Париже). В 2004 г. компания запустила проект по созданию поп-ап-магазинов Guerrilla («Партизан») – открывающихся «без лишнего шума» и исчезающих через короткое время бутиков. В 2008 г. была выпущена совместная со шведским производителем массовой одежды H&M коллекция. В 2019 г. Кавакубо создала костюмы для постановки оперы «Орландо» в Венской государственной опере (композитор О. Нойвирт, режиссёр П. Грэм).
Кавалер ордена Искусств и литературы (1993).