Маркелл (Радышевский)
Марке́лл [в миру Николай Романович Радышевский (Родышевский)] [конец 1670-х – начало 1680-х гг., Киев – 29.11(10.12).1742, Новгород, ныне Великий Новгород], русский церковный деятель, епископ Корельский и Ладожский (1742), викарий Новгородской епархии, духовный писатель, полемист. Окончил Киево-Могилянскую академию.
Биография до 1717 г.
В своём доношении в Синод от 4(15) декабря 1727 г. Феофан (Прокопович) утверждал, что Маркелл, помимо Киево-Могилянской академии, учился также в «латинских школах» (возможно, одна из польских католических школ в Вильно, Кракове или Львове): «…глупец сей таковое в мозге своем обносит мнение: вси де ведают, что и я в школах латинских учился…» [Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 7. Оп. 1. Д. 221. Ч. 9. Л. 433об.].
Принял постриг и возведён в иеродиаконы в Киево-Могилянской академии, учитель (1713–1717). В 1713 г. вместе с учителем Гедеоном (Вишневским) выступал на публичных диспутах против Феофана (Прокоповича), обвиняя его в неправославии и следовании кальвинизму. В «Житии еретика Феофана Прокоповича, Архиепископа Новгородского» Маркелл писал: «И те ево, Прокоповичевы означенные на Святую Церковь еретические укоризны видя, Киевскаго Брацкаго Монастыря учитель, иеродиакон Маркел Радышевский, тако ж и другий учитель, Гедеон Вишневский, нынешний Епископ Смоленский, Православие защищали и всегда с ним от Божественнаго Писания спорывались и явно Ево злочестивое учение дерзновенно и смело обличали всенародно, а в 1713-ом году, в Киеве, в Братском Монастыре, при многом собрании, оные учители, Радышевский и Вишневский Ево, Прокоповичево злочестивое неправое учение публично обличали ж» (цит. по: Крашенинникова. «О житии». 2017. С. 37).
Служба в Москве
В 1717 г. переехал в Москву. Учитель в Славяно-греко-латинской академии (1717–1718). 15–16(26–27) марта 1718 г. вместе с Феофилактом (Лопатинским) на Красной площади увещевал принести покаяние приговорённого к смертной казни Степана Богдановича Глебова, который обвинялся в любовной связи с монахиней Еленой (бывшей царицей Евдокией Фёдоровной Лопухиной). Отказал Глебову в просьбе о тайном причастии: «только просил в ночи тайно чрез учителя еромонаха Маркелла, чтобы он сподобил его Св. Таин, как бы он мог принести к нему каким образом тайно» (Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. 6. Санкт-Петербург, 1859. С. 219).
Служба на Северо-Западе страны
Временно исполняющий обязанности обер-иеромонаха на корабле ревельской эскадры «Уриил» (1719), с 1720 г. – иеромонах Балтийского флота на острове Котлин (Кронштадт), с 30 июля (10 августа) 1721 г. по определению Синода назначен «первым над подчиненными иеромонахами». С декабря 1721 г. по июнь 1724 г. – обер-иеромонах Рижского корпуса (главный над священниками Рижского корпуса и городским священством г. Рига).
Согласно просьбе епископа Псковского и Нарвского Феофана (Прокоповича) переведён в Псковскую епархию. Архимандрит Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1724–1725), с 11(22) июня 1724 г. судья псковского архиерейского дома. В феврале 1725 г. на Маркелла было заведено дело в Синоде о расхищении монастырской собственности Псково-Печерского монастыря, но вскоре прекращено. В связи с переводом в июне 1725 г. Феофана (Прокоповича) на новгородскую кафедру назначен 27 сентября (8 октября) того же года архимандритом новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря и одновременно судьей Новгородского архиерейского дома.
Под следствием и арестом
В апреле 1726 г. дело против Маркелла было возобновлено. 20 июня (1 июля) того же года он был вызван в Санкт-Петербург на допрос. Следствие тянулось до октября 1727 г., обвинение не было доказано. Параллельно 2(13) июля 1726 г. в Преображенской канцелярии было заведено дело против Маркелла, инициированное Феофаном (Прокоповичем); Маркелл был взят под стражу. Поводом для нового следствия было известие о якобы готовящемся мятеже солдат Преображенского полка, хотевших «истребить федосовщину» [т. е. непочитание икон, в котором подозревался бывший новгородский архиепископ Феодосий (Яновский)]. В ответ на обвинительный рапорт Феофана от 4(14) июля Маркелл 5(16) июля представил в канцелярию по требованию князя И. Ф. Ромодановского 47 обвинительных пунктов против Феофана: о «противностях» Феофана православной церкви и склонности его к лютеранству и кальвинизму (Дело о Феофане Прокоповиче. 1862. С. 45–49). По распоряжению императрицы Екатерины I Маркелл за «предерзкие слова» переведён в Петропавловскую крепость «от других колодников особо, под крепким караулом до указу» (РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Д. 221. Ч. 7. Л. 12). С этого времени начался период длительной конфронтации между Маркеллом и Феофаном. Сам Радышевский, однако, утверждал, что не имел личных мотивов вражды к Феофану, но руководствовался лишь стремлением защитить чистоту православной веры от её еретических искажений.
26 июня (7 июля) 1727 г. Верховный тайный совет издал указ об освобождении Маркелла из-под стражи и зачислении его в число братии Невского монастыря [прислан в монастырь 1(12) июля]. В декабре того же года Маркелл подал доношение в Синод и в Верховный тайный совет о еретических книгах, издававшихся в типографии Александро-Невского монастыря с 1722 г. 13(24) января 1728 г. самовольно покинул Невский монастырь и отправился в Москву, надеясь добиться заступничества возвращённой императором Петром II Алексеевичем в Москву Е. Ф. Лопухиной. 11(22) февраля был схвачен в Москве, заключён под стражу в Синоде, затем был переведён в Преображенскую канцелярию, где вновь дал показания против Феофана. 19(30) декабря подал на имя императора Петра II записку «О повреждении веры христианской». В Преображенской канцелярии содержался до марта 1729 г. По указу Верховного тайного совета 4(15) апреля 1729 г. направлен на «неисходное жительство» в московский Симонов в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (до весны 1731).
В 1729–1730 гг. написал свои главные полемические сочинения: возражение на «Духовный Регламент», возражение на петровский указ о монашестве от 31 января (11 февраля) 1724 г. («Коея ради вины начался чин монашеский…»), «Экстракт о житии еретика Феофана Прокоповича, архиепископа Новгородского» (совместно с иеродиаконом Ионой), Ответ на письмо Сорбоннских богословов с предложением о соединении церквей. Эти сочинения предполагалось передать через М. П. Аврамова духовнику императрицы Анны Ивановны, архимандриту Троице-Сергиева монастыря Варлааму (Высоцкому), который, в свою очередь, обещал передать их самой императрице. Сразу после их создания «Житие Феофана» и «Тетради о монашестве» стали копироваться в церковной среде и расходиться в большом количестве списков.
«Возражение на "Духовный Регламент"» стало единственным в 18 в. публицистическим сочинением, в котором содержалась системная критика этого документа и всей политики Синода в 1721–1724 гг. В публицистических сочинениях 1730 г. обосновывал необходимость сохранения патриаршества на Руси, выступал в защиту церковной иерархии, обосновывал достоинство епископского сана и института монашества, защищал почитание икон и других православных святынь. Впервые в русской общественной мысли выдвинул тезис о протестантском характере проведённой Петром I церковной реформы. В публицистике Маркелла нашло выражение мировоззрение консервативно настроенной части российского общества.
5(16) марта 1731 г. был арестован за распространение «тетрадей» против Феофана и критику «Духовного Регламента», лишён сана и расстрижен. 6(17) января 1732 г. был приговорён к смертной казни, заменённой на ссылку в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. 8(19) декабря был вновь привезён на допрос в Санкт-Петербург для дознания по новому следственному делу о подмётном письме против Феофана (Прокоповича) и императрицы Анны Ивановны, появившемся в мае того же года. С конца 1732 г. по январь 1741 г. содержался колодником в Тайной канцелярии в Санкт-Петербурге.
После освобождения
После объявления Анны Леопольдовны великой княгиней и правительницей Российской империи положение Маркелла изменилось: 16(27) января 1741 г. в Синоде было заслушано доношение Тайной канцелярии об освобождении Маркелла из-под ареста. 24 января (4 февраля) 1741 г. Маркелл был направлен к архиепископу Новгородскому Амвросию (Юшкевичу), который возвратил ему сан архимандрита и вновь определил настоятелем Юрьева монастыря. Одновременно Маркелл был определён ректором Новгородской семинарии.
26 декабря 1741 г. (6 января 1742), 28 марта (8 апреля) 1742 г. и 22 июня (3 июля) 1742 г. произнёс проповеди в дворцовых домовых церквях в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, в которых сравнивал её воцарение с Торжеством православия, наступившим в Византийской империи после победы над иконоборчеством (опубликованы в 1742).
6(17) января 1742 г. наречён, а 10(21) января был хиротонисан во епископа Корельского и Ладожского, викария Новгородского архиепископа в придворной Сретенской церкви Санкт-Петербурга. 25 апреля (6 мая) того же года присутствовал на коронации Елизаветы Петровны в Москве.
Похоронен в западном притворе (в паперти) Георгиевского собора Юрьева монастыря.