Маргарита Венгерская
Маргари́та Венге́рская (лат. Margarita; венг. Margit) (27.1.1242, вероятно, Клис, Королевство Венгрия, ныне – Хорватия – 18.1.1270, Заячий остров, ныне остров Маргит в пределах Будапешта), святая Римско-католической церкви (память 18 января). Маргарита – дочь короля Венгрии и Хорватии Белы IV (1235–1270) и его жены Марии, дочери никейского императора Феодора I Ласкариса; родная сестра католической святой Кунигунды и племянница святой Елизаветы Тюрингской.
Исторические источники
Основным источником сведений о Маргарите является Житие (Legenda vetus), составленное на латинском языке её духовником, доминиканцем Марцеллом, вскоре после смерти святой. В 1276 г. текст Жития был дополнен сведениями, взятыми из протоколов опроса лиц, которые знали Маргариту лично, прежде всего насельниц доминиканского аббатства Пресвятой Девы Марии на Заячьем острове. Протоколы велись специальной комиссией, назначенной Римской курией для рассмотрения вопроса о канонизации Маргариты. В начале 14 в. Житие было переведено на венгерский язык, что было большой редкостью для данного периода. Окончательная редакция Жития была подготовлена монахиней-доминиканкой Леей Рашкаи, насельницей монастыря на Заячьем острове (1510). Эта рукопись под названием «Жизнь Св. Маргит или оригинальный кодекс под названием Житие Маргит» хранится в Национальной библиотеке имени Сечени в Будапеште. Первая публикация была осуществлена в 1770 г. историком и собирателем источников по истории Венгрии Дьёрдем Праем.
Жизнь Маргариты
Ещё до рождения Маргариты, во время бегства от войск хана Батыя, предпринявшего в 1241–1242 гг. нашествие на Венгрию, родители девочки дали обет посвятить своего ребёнка Богу. Во исполнение этого обета Маргарита в 1245 г. была отдана в доминиканский монастырь Святой Екатерины в г. Веспрем. Её веспремская воспитательница Олимпиадис сохранила ряд историй о раннем периоде жизни святой. В 1252 г. Маргарита перешла в доминиканский монастырь Пресвятой Девы Марии на Заячьем острове, который был основан королём Белой IV специально для дочери. В 1254 г. она принесла временные обеты, а в 1261 г. – торжественные обеты.
Вопреки воле отца, Маргарита впоследствии не нарушила обетов и несколько раз отклоняла предложения вступить в брак с представителями европейских королевских семей (в том числе с королём Чехии Пржемыслом Отакаром II). Позиция дочери вошла в противоречие с политико-династическими планами Белы IV и привела к ухудшению её отношений с королевской семьёй, что, в свою очередь, вылилось в неприязнь к Маргарите со стороны аббатисы и её окружения. В монастыре Маргарита вела аскетический образ жизни, посвятив себя молитве, строгому посту и заботе о больных; настоятельница монастыря и даже духовник Маргариты считали её аскезу чрезмерной. Подарки от родителей Маргарита отдавала бедным и монастырю.
Созданный в Венгрии образ Маргариты соответствовал распространившемуся в 13 в. мистическому направлению религиозной мысли в католической Церкви. Так, считалось, что по причине глубокого переживания страстей Спасителя на руках Маргариты появились стигматы. Свидетели описывали, что наблюдали сияние тела святой, пылающий огонь вокруг её головы, а во время молитвы её лицо озарялось небесной красотой такой силы, что невозможно было на него смотреть.
Маргарита не стояла в стороне от политических событий. Во время гражданской войны между королём Белой IV и его сыном Иштваном [будущим королём Иштваном V (1239–1272)] она подвергла себя истязаниям, дабы положить конец семейной распре. И отец, и брат не могли не отреагировать на протест Маргариты. В 1266 г. стороны встретились в монастыре Пресвятой Девы Марии и подтвердили условия мирного договора, заключённого годом ранее (согласно договору, Бела IV передал под управление сына восточную часть страны).
Канонизация и иконография
Автор Жития сообщает, что после смерти тело Маргариты оставалось нетленным и благоухало. Маргарита была похоронена в монастыре Пресвятой Девы Марии. На этом месте была установлена мраморная надгробная плита, разрушенная в ходе войн с турками в 16 в. Культ Маргариты широко распространился вскоре после её кончины. Считается, что на могиле её совершались исцеления. Целебную силу приписывали и покрывалу Маргариты.
Король Иштван V и его сын король Ласло IV (1272–1290), исцелившийся в детстве, как полагали, по заступничеству этой святой, инициировали канонизационные процессы (1271 и 1276), которые, однако, не были завершены, поскольку не все свидетельства о чудесах были признаны достоверными. Безуспешные попытки канонизации Маргариты имели место также в 1463, 1640 и 1770 гг. При императоре Священной Римской империи германской нации Иосифе II монастырь на Заячьем острове был закрыт, мощи Маргариты переданы ордену клариссок и хранились в Пожони (ныне Братислава), а затем в Буде (ныне Будапешт). В 1789 г. серебряный реликварий был переплавлен. Сохранились лишь частицы мощей, которые в настоящее время находятся в городах Эстергом, Дьёр и Паннонхальма. В том же году папа Римский Пий VI причислил Маргариту к лику блаженных Римско-католической церкви. Канонизация Маргариты была совершена в 1943 г. папой Пием XII.
Изображения святой сохранились на фресках в церквах Неаполя, Ассизи, Флоренции, Венеции, Милана и Рима. Самые известные картины венгерских мастеров с изображением Маргариты относятся к 19 в. (среди них Б. Секей, Й. Мольнар и др.). Традиционно Маргариту изображают с Библией или лилией в руке. В Будапеште и других городах Венгрии есть несколько церквей, которые посвящены Маргарите. Некоторые венгерские писатели (Г. Гардони, Д. Круди и др.) положили жизнеописание Маргариты в основу сюжета своих произведений.