Диссиденты в СССР
Диссиде́нты в СССР (от лат. dissidens – сидящий отдельно, несогласный; изначально – инаковерующие), в политической лексике второй половины 20 в. – лица в тоталитарных и авторитарных государствах, публично заявляющие о своём неприятии отдельных принципов общественно-политической системы, критикующие конкретные проявления внутренней и внешней политики.
История понятия «диссидент»
Исторически термин связан с религией, его содержание изменялось. Слово «диссиденты» появилось в Польше в 16 в. с началом Реформации. Первоначально этим понятием в 1573 г. акт сейма Варшавской генеральной конфедерации обозначил последователей всех христианских исповеданий (католиков, протестантов, православных), между которыми устанавливался религиозный мир на условиях равенства конфессий. В ходе Реформации, охватившей европейские страны, сторонники католической церкви в борьбе с инакомыслием стали называть диссидентами всех противников католицизма. В дальнейшем, с развитием Реформации, диссидентами именовали лиц, не исповедовавших догматов господствовавшей в той или иной стране Церкви. По отношению к ним осуществлялись меры, ограничивавшие религиозные, гражданские права, угрожавшие в том числе и личной безопасности инаковерующих. Вопрос о политических правах диссидентов особенно обострился в 16–17 вв. В Англии к диссидентам относили противников Англиканской церкви (как католиков, так и последователей протестантских сект – квакеров, методистов, пресвитериан, пуритан и пр.), во Франции – гугенотов, в католической Польше – православных и протестантов, в Германии – лиц, не придерживавшихся веры князя, подданными которого они являлись.
Диссидентское движение в СССР
В середине 1950-х – середине 1980-х гг. в СССР и других социалистических странах политическое диссидентство являлось проявлением оппозиции в условиях отсутствия гражданского общества и политических институтов для выражения в конституционных формах протеста или точек зрения, отличных от диктуемых официальной идеологией. Среди первых нелегальных диссидентских организаций (численность – в пределах 10 человек) были, например, в Москве – «Народно-демократическая партия России» (1955–1958, организаторы – В. С. Поленов и др.), кружок аспиранта исторического факультета МГУ Л. Н. Краснопевцева (1956–1957), в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) – кружки под руководством математика Р. И. Пименова (1956–1957) и студента В. И. Трофимова (1956–1957). Наиболее многочисленным (28 членов, 30 кандидатов) стал «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» (ВСХСОН; 1964–1967, руководитель – И. В. Огурцов).
Диссиденты привлекли внимание общества в условиях либерализации режима после XX съезда КПСС (1956). К первым публичным проявлениям диссидентства относилось чтение у памятника В. В. Маяковскому в Москве стихов, главным образом не принятых к печати в советских подцензурных изданиях (1958–1961, активные участники – В. Н. Осипов, Э. С. Кузнецов, И. В. Бокштейн). Диссиденты издавали за границей (т. н. тамиздат) и выпускали в нескольких машинописных экземплярах (т. н. самиздат) не прошедшие в СССР цензуру литературные произведения. Они популяризировались зарубежными радиостанциями («Голос Америки», «Свобода – Свободная Европа» и др.) или нелегально распространялись в стране, что многократно усиливало потенциал движения диссидентов. Первыми за рубежом были изданы книги: «Суд идёт» (1959), «Любимов» (1963) А. Д. Синявского, «Жизнь и судьба» (1959), «Всё течёт» (1963) В. С. Гроссмана, «Говорит Москва» (1961), «Искупление» (1963) Ю. М. Даниэля и др. К наиболее известным «тамиздатовским» публикациям относились «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака (1958), «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына (1973), «Зияющие высоты» А. А. Зиновьева (1976). Первыми самиздатовскими литературными журналами были «Синтаксис» (№ 1–3; 1959–1960; Москва; тираж достигал 300 экз.; редактор А. И. Гинзбург), в котором публиковались встречавшие препятствия со стороны цензуры стихи Б. А. Ахмадулиной, Н. И. Глазкова, А. С. Кушнера, Б. Ш. Окуджавы, Г. В. Сапгира, И. С. Холина и др., и «Сфинксы» (1965; редактор В. Я. Тарсис), в котором собраны стихи поэтов основанного Л. Г. Губановым литературного объединения СМОГ. В наиболее крупном издании – бюллетене «Хроника текущих событий» (№ 1–64, 1968–1983; составители Н. Е. Горбаневская и др.) – фиксировались случаи нарушения в СССР прав человека и выступления в их защиту. Серьёзный отклик в стране и за рубежом вызвала демонстрация протеста на Красной площади в Москве против ввода войск стран-участниц Варшавского договора в Чехословакию и суд над участниками демонстрации (1968).
Диссидентское движение в восточноевропейских странах развивалось с конца 1950-х гг. В Польше, Югославии, Чехословакии, Венгрии, ГДР и других социалистических странах оппозиционные группировки диссидентов возглавлялись такими политическими деятелями, как Л. Валенса, В. Гавел, В. Коштуница, А. Демачи, А. Гёнц, Р. Эппельман, которым Запад оказал мощную моральную и материальную поддержку.
Взгляды диссидентов были различными по идеалам и политической направленности. Одни (например, братья Р. А. и Ж. А. Медведевы) полагали, что все недостатки общественно-политической системы проистекали из сталинизма, являясь результатом искажения марксизма-ленинизма, и видели основную задачу в «очищении социализма»; Р. А. Медведев считал, что социалистическое течение станет массовым и позволит осуществить в СССР демократические реформы, а в последующем (в начале 21 в.) – построить бесклассовое коммунистическое общество. Другие (лидер – академик А. Д. Сахаров) видели будущее мировой цивилизации в конвергенции двух систем – капиталистической и социалистической, которая должна была сопровождаться демилитаризацией, созданием экономики «смешанного типа», укреплением международного доверия, защитой прав человека, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом и демократизацией, укреплением нравственного, духовного начала в человеке. А. И. Солженицын выход из главных, по его мнению, опасностей, грозивших стране в ближайшие 10–30 лет (война с Китаем и общая с западной цивилизацией гибель в экологической катастрофе), видел в отказе от марксистской идеологии и в том, чтобы развернуть «старое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь». Он предлагал также признать на обозримое будущее необходимым для России не демократический, а авторитарный строй, отказаться от производства водки как важнейшей статьи государственного дохода и от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами, строить рассредоточенные города и пр. Некоторые диссиденты [например, A. M. Иванов (Скуратов), Г. М. Шиманов] корень мирового зла (и трагедии России) усматривали в отказе западной цивилизации от христианства и в замене полноты духовной жизни «фальшивым блеском» материального благополучия, считали, что русские в жизни страны играют непропорционально малую роль, а изменить положение может национальная революция под лозунгом «единая неделимая Россия». Репутацию идеолога национально-православного движения приобрёл И. Р. Шафаревич, выступивший с критикой тоталитарной системы (статьи в сборнике «Из-под глыб», Париж, 1974), автор книг «Социализм как явление мировой истории» (Париж, 1977) и «Русофобия» (с 1980 распространялась в самиздате, с 1989 многократно переиздавалась). «Неоязычники», сформировавшиеся к середине 1970-х гг., призывали вернуться к дохристианским верованиям, считали праславян и древних славян частью племён древних ариев, имевших общую культуру и религию на пространстве от Индии до Испании. Как форму еврейского национализма власти рассматривали стремление уехать в Израиль: в 1970 г. суд над лицами, безуспешно добивавшимися разрешения на эмиграцию и намеревавшимися с этой целью захватить самолёт, закончился вынесением суровых приговоров организаторам акции и арестами среди сионистской молодёжи в ряде городов страны.
Одним из главных направлений в диссидентстве было правозащитное движение. В его рамках действовали в 1970–1973 гг. Комитет прав человека в СССР (создан В. Н. Чалидзе, члены – А. Д. Сахаров, И. Р. Шафаревич и др.), с 1973 г. – русская секция организации «Международная амнистия», с 1976 г. – Московская группа содействия выполнению гуманитарных статей Хельсинкских соглашений (руководитель – Ю. Ф. Орлов, члены – Л. М. Алексеева, М. С. Бернштам, Е. Г. Боннэр и др.; вскоре подобные группы возникли на Украине, в Грузии, Литве и Армении), с 1977 г. – образованная при ней рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях (А. П. Подрабинек и др.).
Борьба нескольких сотен инакомыслящих против пороков существовавшего режима вызывала сочувствие неизмеримо более широкого круга сограждан, что свидетельствовало о существенных противоречиях в обществе. Западные спецслужбы стремились использовать движение диссидентов в своих целях, оказывая ему поддержку (например, ЦРУ к 1975 участвовало в издании на русском языке более 1,5 тыс. книг русских и советских авторов).
В действиях диссидентов власть видела угрозу существовавшему порядку. Для борьбы с ними использовались соответствующие положения советского законодательства, осуществлялась дискредитация идей диссидентов через средства массовой информации. Проводником карательной политики в основном являлся КГБ. По данным Верховного Суда и прокуратуры СССР, в 1956–1987 гг. по обвинению в преступлении, направленном на подрыв или ослабление советской власти, было осуждено 8145 человек. Несколько заключённых диссидентов были обменяны на арестованных за границей советских разведчиков, а В. К. Буковский – на оказавшегося в заключении лидера чилийских коммунистов Л. Корвалана. К диссидентам применялась и такая мера воздействия, как лишение советского гражданства. В середине 1960-х – середине 1980-х гг. за действия, «наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР», были лишены советского гражданства около 100 человек, в том числе В. П. Аксёнов (1980) и В. Н. Войнович (1981). В конце 1979 – начале 1980 гг., с вводом советских войск в Афганистан, были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники правозащитных, а также оппозиционных властям национальных и религиозных организаций. Специфическим видом наказания диссидентов было принудительное, по определению суда, помещение их в психиатрическую больницу.
Во второй половине 1980-х гг., с началом перестройки и политики гласности в СССР, диссидентское движение сошло на нет. Часть диссидентов сформировала сильную либеральную составляющую в политической борьбе конце 1980-х – начале 1990-х гг. (в ряде восточноевропейских стран бывшие диссиденты возглавили правительства или государства). В постсоветское время в РФ участники диссидентского движения, за редким исключением (А. И. Солженицын, Л. М. Алексеева, С. А. Ковалёв и некоторые другие), не сохранили заметного влияния на политическую и общественную жизнь страны.
Явления, подобные движению диссидентов в социалистических странах, можно иногда наблюдать и в государствах с устойчивой демократической системой. Так, в США преследованию подвергались инакомыслящие в период маккартизма, во время массовых выступлений против войны во Вьетнаме, за гражданские права цветного населения и т. д. Однако существование институтов гражданского общества и системной оппозиции позволяет демократическим странам легче преодолевать идеологические и общественные конфликты.